Тип личности и сфера профессиональной деятельности

Согласно типологии личности американского психолога Дж.Холланда, различают шесть психологических типов людей: реали-стичный, интеллектуальный, социальный, конвенциальный (стандарт-ный), предприимчивый и артистический. Каждый тип характеризуется определенными особенностями темперамента, характера и т.д. В связи с этим определенному психологическому типу личности соответствуют профессии, в которых человек может достичь наибольших успехов. Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью разработанного им опросника.
Инструкция: Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете работать по любой специальности. Однако если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей.

  1. что бы вы предпочли?
    инженер – технолог
    конструктор

  2. что бы вы предпочли?
    Завуч по внеклассной работе
    Председатель профсоюзного комитета

  3. что бы вы предпочли?
    Дизайнер
    Чертежник

  4. что бы вы предпочли?
    Ученый – химик
    Бухгалтер

  5. что бы вы предпочли?
    Политический деятель
    Писатель

  6. что бы вы предпочли?
    Повар
    Наборщик

  7. что бы вы предпочли?
    Адвокат
    Редактор научного журнала

  8. что бы вы предпочли?
    Воспитатель
    Художник по керамике

  9. что бы вы предпочли?
    Вязальщик
    Санитарный врач

  10. что бы вы предпочли?
    Нотариус
    Снабженец

  11. что бы вы предпочли?
    Переводчик
    Лингвист

  12. что бы вы предпочли?
    Педиатр
    Статистик

  13. что бы вы предпочли?
    Заведующий магазином
    Фотограф

  14. что бы вы предпочли?
    Философ
    Психиатр

  15. что бы вы предпочли?
    Оператор ЭВМ
    Карикатурист

  16. что бы вы предпочли?
    Садовник
    Метеоролог

  17. что бы вы предпочли?
    Учитель
    Командир отряда

  18. что бы вы предпочли?
    Художник по металлу
    Маляр

  19. что бы вы предпочли?
    Гидролог
    Ревизор

  20. что бы вы предпочли?
    Заведующая хозяйством
    Дирижер

  21. что бы вы предпочли?
    Инженер – электронщик
    Секретарь – машинистка

  22. что бы вы предпочли?
    Главный зоотехник
    Зоолог

  23. что бы вы предпочли?
    Спортивный врач
    Фельетонист

  24. что бы вы предпочли?
    Водитель троллейбуса
    Медсестра

  25. что бы вы предпочли?
    Копировщик
    Директор

  26. что бы вы предпочли?
    Архитектор
    Математик

  27. что бы вы предпочли?
    Работник детской комнаты милиции
    Счетовод

  28. что бы вы предпочли?
    Председатель колхоза
    Агроном – счетовод

  29. что бы вы предпочли?
    Биолог
    Офтальмолог

  30. что бы вы предпочли?
    Архивариус
    Скульптор

  31. что бы вы предпочли?
    Стенографист
    Логопед

  32. что бы вы предпочли?
    Экономист
    Заведующий магазином

  33. что бы вы предпочли?
    Научный работник музея
    Консультант

  34. что бы вы предпочли?
    Корректор
    Критик

  35. что бы вы предпочли?
    Радиооператор
    Специалист по ядерной физике

  36. что бы вы предпочли?
    Врач
    Дипломат

  37. что бы вы предпочли?
    Актер
    Телеоператор

  38. что бы вы предпочли?
    Археолог
    Эксперт

  39. что бы вы предпочли?
    Закройщик – модельер
    Декоратор

  40. что бы вы предпочли?
    Часовой мастер
    Монтажник

  41. что бы вы предпочли?
    Режиссер
    Ученый

  42. что бы вы предпочли?
    Психолог
    Поэт

    

1. Реалистический тип. «Мужской» тип. Обладает высокой эмоциональной зависимостью, ориентирован на настоящее. Предпочитает заниматься конкретными объектами и их использованием. Выбирает занятия, требующие моторных навыков (постоянное движение) ловкости. Отдает предпочтение профессиям с конкретными задачами: механик, водитель, инженер, агроном и т.п. Характерны невербальные способности, развитые моторные навыки, пространственное воображение (чтение черте-жей). Имеет шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, кибернетика, химия, спорт.
2. Интеллектуальный тип. Характерны аналитический ум, независимость и оригинальность суждений. Преобладают теоретические и эстетические ценности. Ори-нтируется на решение интеллектуальных творческих задач. Чаще выбирает научные профессии. Структура интеллекта гармонична: развиты вербальные и невербальные способности. Характеризуется высокой активностью, на общение не настроен. В беседах чаще является передатчиком информации, в основном – интроверт. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: математика, география, геология, творческие профессии.
3. Социальный тип. Отличается выраженными социальными умениями (умением общаться, стремлением к лидерству, потребностями в многочисленных социальных контактах). Независим от окружающих, с успехом приспосабливается к обстоятельствам. Эмоционален и чувствителен. В структуре интеллекта выражены вербальные способности. Отличается стремлением поучать и воспитывать окружающих, способностью к сопереживанию и сочувствию. Наиболее предпочитаемые сферы деятельности: психология, медицина, педагогика.
4. Конвенциальный тип. Отдает предпочтение структурированной деятельности, работе по инструкции, определенным алгоритмам. Имеются способности к переработке конкретной, рутинной (цифровой) информации. Подход к проблемам носит стереотипный характер. Черты характера: консерватизм, подчиненность, зависимость. В поведении и общении придерживается стереотипов, хорошо следует обычаям. Слабый организатор и руководитель. Чаще преобладают невербальные (особенно счетные) способности. Наиболее предпочтительны такие специальности как бухгалтер, финансист, товаровед, экономист, делопроизводитель, машинистка, канцелярский служащий.
5. Предприимчивый тип. Выбирает цели и задачи, позволяющие проявить энергию, импульсивность, энтузиазм. Чертами характера являются: стремление к лидерству, потребность в признании, предприимчивость, некоторая агрессивность. Предпочитает задачи, связанные с руководством, личным статусом.
6. Артистический тип. В отношениях с окружающими опирается на свое воображение и интуицию, присущ эмоционально сложный взгляд на жизнь. Черты характера: независимость в принятии решений, оригинальность мышления, обычно не живет по правилам и традициям. Предпочитает занятия творческого характера: музицирование, рисование, деятельность в области гуманитарных наук. Хорошо развито восприятие и моторика. Высокий уровень экстравертированности. В структуре интеллекта преобладают вербальные способности. Наиболее предпочтительные сферы деятельности: история, филология, искусство.

      © Жалмагамбетов М.Б, 2015