Индивидуально-психологические свойства
Анкета преференции Аминова-Шалвена

Для определения психологических проявлений свойств регуляторных систем мозга используется модификационный вариант теста Рольфа В.Штерна и дополненный Мари-Жозеф Шалвен. Исследования межполушарного взаимодействия на кортикальном и субкортикальном уровнях при осуществлении различных видов психической деятельности показали, что специализация полушарий на кортикальном и субкортикальном уровнях проявляется в виде неравенства и различного по характеру участия корково-подкоркового звена левого и правого полушарий в организации волевых (аттециональных), мнемических (эмоциональных) и имажинитивных (мыслительных) процессов. Для обозначения индивидуальных особенностей межполушарной организации психической функции используется термин «преференции» или «профиль латеральности». Профиль латеральности (преференции) определяется по характеру доминирования мнемических и имажинитивных процессов и по характеру доминирования (непроизвольного) контроля мнемических и имажинитивных процессов. По сочетанию доминирования мнемических или имажинитивных процессов (правого или левого полушария) и непроизвольного или произвольного контроля психических процессов (лимбических или ретикулярных систем медиобазальных отделов мозга) можно выделить четыре основные «профиля латерализации». В их основе лежат те или иные церебральные проференции, предопределяющие характер стратегии решения проблем:
1. «Экспертный» (левый кортикальный тип).
2. «Организационный» (левый ретикулярный тип).
3. «Коммуникационный» (правый кортикальный тип).
4. «Тактический» (правый лимбический тип).
Левый кортикальный тип предопределяет преднамеренный имажинитивный характер решения интеллектуальных проблем; правый кортикальный тип предопределяет преднамеренный мнемический (с учетом прошлого опыта) характер решения эмоциональных проблем; левый ретикулярный тип предопределяет имажинитивный (интуитив-ный) характер решения интеллектуальных проблем; правый лимбиче-ский предопределяет непреднамеренный мнемический (эмпатический) характер решения эмоциональных проблем. Изучение связи между типом преференции (ФА) и особенностями протекания психических процессов показало, что «профиль латеральности» коррелирует с характерологическими особенностями с успешностью обучения в школе, профессиональной успешностью и т.д.
Тестовый материал состоит из 28 пар полярных утверждений сгруппированных по шести тематическим блокам:
а) избирательные предпочтения в самоописании (характер);
б) избирательные предпочтения по предметным знаниям (общие способности);
в) избирательные предпочтения по профессиональным интересам (специальные способности);
г) избирательные предпочтения в сфере отдыха (опыт);
д) избирательные предпочтения в сфере межличностных отношений (мотивы аффиляции);
е) избирательные предпочтения в сфере политических предпочтений (мотивы власти).
Инструкция: ниже представлены различные утверждения (о характерных чертах вашего поведения, успеваемости в школе и т.д.). В каждой паре одному из утверждений необходимо отдать предпочте-ние. Например, если в первой – снобизм / общительность и вы более общительны, выберите с чем согласны. Аналогичный выбор сделайте в каждой паре утверждений:

  1. Характерные черты вашего поведения

    снобизм
    общительность

  2. Характерные черты вашего поведения

    воображение
    рассудительность

  3. Характерные черты вашего поведения

    организованность
    независимость

  4. Характерные черты вашего поведения

    эмоциональность
    методичность

  5. Характерные черты вашего поведения

    упорядоченность
    беспорядочность

  6. Характерные черты вашего поведения

    спокойствие
    тревога

  7. Характерные черты вашего поведения

    расточительность
    жадность

  8. Характерные черты вашего поведения

    щедрость
    экономность

  9. В каких дисциплинах вы успевали лучше в школе?

    математика
    рисование

  10. В каких дисциплинах вы успевали лучше в школе?

    сочинение
    физика – химия

  11. В каких дисциплинах вы успевали лучше в школе?

    иностранный язык
    биология

  12. В каких дисциплинах вы успевали лучше в школе?

    история
    родной язык

  13. Какому отдыху отдаете предпочтение?

    гольф
    путешествия

  14. Какому отдыху отдаете предпочтение?

    фото- киносъемка
    поделки

  15. Какому отдыху отдаете предпочтение?

    игра в карты
    чтение

  16. Какому отдыху отдаете предпочтение?

    теннис
    музыка

  17. Какую профессию вы имеете или хотели бы получить?

    бухгалтер
    преподаватель

  18. Какую профессию вы имеете или хотели бы получить?

    инженер
    художник

  19. Какую профессию вы имеете или хотели бы получить?

    продавец
    управленец

  20. Какие качества вы цените в друзьях?

    надежность
    чувственность

  21. Какие качества вы цените в друзьях?

    компетентность
    творческое начало

  22. Какие качества вы цените в друзьях?

    открытость
    верность

  23. Какие качества вы цените в друзьях?

    оригинальность
    ум

  24. Вам предлагают войти в правительство. Какой пост вы бы хотели занять?

    министр социального обеспечения
    министр внутренних дел

  25. Вам предлагают войти в правительство. Какой пост вы бы хотели занять?

    министр машиностроения
    министр культуры

  26. Вам предлагают войти в правительство. Какой пост вы бы хотели занять?

    министр бюджета
    министр национального обра-зования

  27. Вам предлагают войти в правительство. Какой пост вы бы хотели занять?

    министр научных исследова-ний
    министр финансов


    


      © Жалмагамбетов М.Б, 2015