История библиотеки
Страницы истории НБ ПГПИ
Библиотека была основана в 1962 году как структурное подразделение Павлодарского педагогического института. Работу по созданию библиотеки возглавила Елизавета Романовна Черникова. Первая запись в инвентарной книге была сделана 9 ноября 1962, это был «Русско-немецкий словарь», а уже к концу месяца инвентарная книга №1 была закончена, в фонде библиотеки числилось 5 тысяч книг.
В 1963 году институт получил новое здание, по улице Торайгырова, где на 2 этаже в большой аудитории расположились абонемент и читальный зал.
Комплектование библиотечного фонда велось активно. На помощь пришли ведущие вузы Советского Союза, книги в дар молодому вузу передавали известные ученые, преподаватели вуза, читатели. Книги поступали из МГУ им. М. Ломоносова и Ленинградского университета, Из КазГУ и КазГосЖенПИ, Чувашского и Ивановского педагогических институтов, из Харькова и Комсомольска-на Амуре, Махачкалы и Омска, Уфы, Тамбова, Киева, Красноярска, Рязани, Минска, Калинина и других городов.
С апреля 1964 года в библиотеке уже работало 4 сотрудника: Черникова Е.Р., Гусева Л.Ф., Кромм Г.В., Белошапкина В.Т. Фонд библиотеки вырос до 14 тысяч экземпляров.
В 1967-68 учебном году в штате библиотеки появился библиограф. Им стала Г.В. Кромм. Галина Васильевна с первого дня работы в качестве библиографа приступила к проведению библиотечных занятий со студентами первого курса, пропаганде библиографических пособий в помощь учебному процессу. Благодаря ее систематической целеустремленной работе занятия по основам библиотечно-библиографических знаний (ББЗ) стали включаться в учебное расписание вначале на филологическом факультете, а затем на двух факультетах (1972г), а с 1975 г. учебный курс ББЗ стал обязательным на всех факультетах.
Летом 1973 года было ознаменовано новым переездом – в корпус биолого-химического факультета. Здесь на втором этаже разместились абонемент, читальный зал, а основное книгохранение обосновалось в подвальном помещении. Книги на абонемент по заявкам читателей поднимались из хранения на лифте. К этому времени в библиотеке работало 8 человек. Рабочие места для заведующей библиотекой, комплектатора и библиографа были отгорожены стеллажами на абонементе и в читальном зале.
В июне 1974г. библиотеку возглавила В.Т. Белошапкина. Смена руководства была обусловлена уходом на пенсию первого директора Е.Р. Черниковой. Новый руководитель первоочередной задачей библиотеки обозначила совершенствование справочного аппарата – редактирование служебных и создание читательских каталогов. К новому учебному году каталоги были выставлены для читателей.
В 1975 году был создан Библиотечный Совет, который активно участвовал в решении библиотечных проблем. Бессменным председателей Библиотечного совета в течение 18 лет была Л.К. Бурцева, доцент кафедры русского языка. Совет содействовал укреплению материально-технической базы библиотеки, поддерживал все культурные начинания библиотекарей.
С 1976 года библиотека педагогического института стала оказывать методическую помощь библиотеке педагогического училища г.Павлодара. Другим новшеством этого года было внедрение безинвентарного учета многоэкземплярной учебной литературы, что позволило сократить сроки обработки новой литературы. В читальном зале организован открытый доступ читателей к общественно-политической литературе. Через МБА (межбиблиотечный абонемент) по запросам читателей поступала литература из 31 библиотеки Советского Союза.
В семидесятые годы сотрудники библиотеки много сил отдавали организации и проведению больших массовых мероприятий для студентов. В практике библиотеки закрепились такие формы работы как читательские конференции, диспуты, устные журналы, литературные вечера. Ежегодно проводилось 12-15 больших мероприятий, оформлялось 70-80 книжных выставок.
В 1979 году решением Министерства просвещения КазССР библиотека была переведена на IV категорию, что позволило выделить в структуре вузовской библиотеки самостоятельные отделы комплектования и обработки, справочно-библиографического обслуживания, увеличить штат библиотеки. Это обеспечило значительное улучшение обслуживания читателей. В целях эффективного информационного обеспечения учебного процесса была составлена картотека книгообеспеченности на рейтерных картах. На перфокартах стала вестись и картотека учета периодических изданий. Для систематизации работы по руководству чтением все группы первых курсов закреплялись за конкретными сотрудниками отдела обслуживания. Групповой метод обслуживания первокурсников, внедренный в эти годы позволил оперативно записывать новых читателей и организованно выдавать комплекты учебников по группам.
В связи с ростом фонда в 1981 году была проведена реконструкция помещений, в результате которой добавились площади книгохранения, появились отдельные помещения для новых отделов, у руководителя библиотеки появился хоть маленький, но отдельный кабинет. Были приобретены новые стеллажи и каталожные шкафы. Библиотека сразу стала уютнее и комфортнее. В библиотеке работало уже 15 человек.
В 1983 году библиотекари института в числе первых в г.Павлодаре приступили к внедрению новой классификации литературы – ББК. Изучение ББК и разработку рабочих таблиц проводили на занятиях под руководством Т.О. Омуралиевой. Было принято решение всю новую литературу классифицировать по ББК, а старый фонд оставить на прежней классификации (Таблицы Амбарцумяна).
Восьмидесятые годы – это время освоения методики индивидуального и группового информирования читателей. Создается система ИРИ (избирательного распространения информации) и ДОР (дифференцированного обслуживания руководства). На всех кафедрах на общественных началах работали преподаватели-информаторы, которые обеспечивали текущее информирование своей кафедры, решали вопросы координации работы с библиотекой. В апреле 1982 года был проведен методический семинар «Информационная работа на кафедре». Лучшими информаторами были признаны В.С. Тарасова, М.М. Орынтаева, О.Е. Коновальчук и Р.М. Комарова. В эти годы библиографы с целью оперативного информирования о новинках фонда стали выпускать информационные бюллетени новых книг с рассылкой по кафедрам, регулярно проводить Дни информации и открытые просмотры новых книг. Популярностью у студентов и преподавателей пользовались рекомендательные списки литературы по актуальной тематике, связанной с учебным процессом. В помощь учебному процессу ведутся тематические картотеки.
Все новшества в работе происходили по инициативе и решению Методического совета библиотеки, в состав которого входили самые опытные сотрудники. Методический совет организовывал внедрение новых методик, разрабатывал организационно-нормативные документы для всех библиотечных процессов. Во всех отделах были созданы картотеки методических решений, что обеспечивало единство технологии и преемственность при смене персонала. В 1986 году по решению Министерства просвещения КазССР в штат библиотеки была введена ставка методиста, им стала Белошапкина В.Т. Новой заведующей библиотекой стала В.Ф Гаврилюк.
В октябре 1986 года библиотека впервые организовала занятия на факультете общественных профессий (ФОП) по специальности «библиотекарь-общественник». В этом же году сотрудники библиотеки успешно выступили в концерте городского Дня библиотекаря, который организовала Областная универсальная библиотека.
В 1988 году Библиотечный совет возглавила Л.М. Сиромаха, доцент кафедры химии. В 1990 году в связи с переводом учебного процесса на цикловый метод, библиотека полностью перестроила системы обслуживания, изменила принципы подбора литературы для учебных групп.
Девяностые, ставшие большим испытанием для библиотеки, начались с поведения в 1991 году аттестации всего коллектива. В штате библиотеки работало 28 человек. Фонд библиотеки насчитывал 367867 экз., в фонд поступило 13045 новых книг. В библиотеку было записано 4425 читателей по единому читательскому билету, количество читателей, фактически обслуженных библиотекой, превышало 9 тысяч. Количество посещений в год составляло 115240, объем книговыдачи - 352537 экз.
В 1991 году в библиотеку в статусе методиста пришла Суворова Валентина Федоровна. Учебные занятия со студентами по основам библиотечных знаний получили свое дальнейшее развитие. Для эффективного проведения практических занятий по ББЗ был созданы учебные каталоги (6 тыс. карточек в систематическом и 5 тысяч карточек в алфавитном каталоге).
Экономические реформы 1990-х годов, галопирующий рост цен в 1991 году привели к снижению уровня комплектования, уже в 1992 в библиотеку поступило значительно меньше новых книг. В связи с введением новых дисциплин в учебный процесс, изменением содержания традиционных общественных дисциплин резко обострилась ситуация с книгообеспеченностью учебного процесса. В целях выявления тематических пробелов учебного фонда и определения приоритетов комплектования в 1994 году был проведен анализ книгообеспеченности учебной и научной литературы по философии. Середина 1990-х всем запомнилась как время «оптимизации». В 1994 году был закрыт читальный зал общественно-политической литературы в общежитии №4, в 1995 году сократили 5 ставок в штате библиотеки, в 1996 году библиотека потеряла свою самостоятельность. В связи с ликвидацией Павлодарского педагогического института в 1996 году подготовка педагогических кадров была предана в Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова, а библиотека педагогического института стала филиалом научной библиотеки ПГУ. Но это была уже совсем другая история.
< Предыдущая | Следующая > |
---|