О Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы
Указ Президента Республики Казахстан от 14 ноября 2006 года N 216
"Казахстанская правда" от 16 ноября 2006 года N 249 (25220) - 18 ноября 2006 года N 251 (25222)
Подлежит опубликованию в
Собрании актов Президента и
Правительства Республики Казахстан
и республиканской печати
В целях реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы (далее - Концепция).
2. Правительству Республики Казахстан:
в трехмесячный срок разработать и утвердить план мероприятий по реализации Концепции на 2007-2009 годы и далее поэтапно;
ежегодно, к 10 марта, предоставлять в Администрацию Президента Республики Казахстан информацию о ходе реализации Концепции.
3. Государственным органам Республики Казахстан в своей деятельности руководствоваться положениями Концепции.
4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
5. Настоящий Указ вводится в действие со дня подписания.
Президент
Республики Казахстан
ОДОБРЕНА
Указом Президента
Республики Казахстан
от 14 ноября 2006 года N 216
КОНЦЕПЦИЯ
перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию
на 2007-2024 годы
Астана, 2006 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения
1.1 Актуальность и предпосылки перехода
Республики Казахстан к устойчивому развитию
1.2 Анализ и прогноз параметров перехода
к устойчивому развитию
1.3 Этапы перехода к устойчивому развитию
2. Основные принципы, приоритеты, цель и задачи
перехода к устойчивому развитию
2.1 Основные принципы и приоритеты
2.2 Цель
2.3 Задачи
3. Направления и механизмы перехода к устойчивому развитию
3.1 Интеграция механизмов развития
3.2 Политический базис устойчивого развития
3.3 Устойчивое развитие общества
3.4 Устойчивый экономический прогресс
3.5 Экологическая устойчивость
3.6 Устойчивое развитие регионов
3.7 Институциональное обеспечение
4. Ожидаемые результаты
Основные понятия, используемые в Концепции
1. Общие положения
Устойчивое развитие страны - это развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения и не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности.
Для Республики Казахстан переход к устойчивому развитию является насущной необходимостью. Рост экономики за счет эксплуатации природных ресурсов может происходить только на определенном этапе. В современных условиях для роста и развития требуются более прогрессивные механизмы.
Устойчивое развитие необходимо для достижения целей Стратегии развития Казахстана до 2030 года. Принцип устойчивого развития также заложен в основу стратегии вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира, обозначенной в Послании Президента страны народу Казахстана от 1 марта 2006 года.
Настоящая Концепция перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы (далее - Концепция) определяет видение принципов, цели, задач и основных механизмов достижения устойчивости во всех сферах жизнедеятельности страны. Для этого необходимо, чтобы экономические, экологические, социальные и политические факторы развития были интегрированы и рассматривались как единый процесс, направленный на повышение качества жизни населения Казахстана.
1.1. Актуальность и предпосылки перехода
Республики Казахстан к устойчивому развитию
Республика Казахстан, являясь полноправным участником мирового сообщества, приняла на себя обязательства по выполнению задач, поставленных в Повестке дня на XXI век (Рио-де-Жанейро, 1992 г .) и декларациях Саммита тысячелетия (Нью-Йорк, 2000 г .) и Всемирного саммита по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г .).
Республикой Казахстан принят ряд мер в направлении достижения устойчивого развития.
Казахстан является членом и активным участником Комиссии по устойчивому развитию ООН, процессов "Окружающая среда для Европы" и "Окружающая среда и устойчивое развитие для Азии", региональной евразийской сети Всемирного совета предпринимателей для устойчивого развития.
Приняты Стратегия развития Казахстана до 2030 года, Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года, Стратегия индустриально-инновационного развития Республики Казахстан до 2015 года, Концепция экологической безопасности Республики Казахстан на 2004-2015 годы, Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года, созданы Совет по устойчивому развитию Республики Казахстан и АО "Фонд устойчивого развития "?азына".
Республика Казахстан играет особую роль в обеспечении экологической стабильности Евразийского континента. Являясь политическим, культурным и экономическим мостом между Европой и Азией, Казахстан выполняет аналогичную связующую функцию в развитии ландшафтных и экологических систем на континенте. Размеры территории Казахстана, разнообразие климатических условий, особенности водного баланса региона влекут за собой существенную зависимость экологической ситуации на всей территории Евразии от ее стабильности в Казахстане.
Политическая ситуация в Казахстане демонстрирует всему миру уникальный пример стабильности, межконфессионального согласия, развития демократии и общественных институтов в интересах всех граждан страны. Устойчивое политическое развитие Казахстана может и должно играть важную роль в становлении страны как источника сбалансированных инициатив для мирового сообщества.
При этом Казахстан сталкивается в своем развитии со значительными барьерами, которые представляют угрозу для национальной безопасности страны.
Экономический рост Республики Казахстан до настоящего времени происходит в основном за счет роста цен на сырье на мировых рынках и использования значительного объема природных ресурсов. Имеют место огромные потери и деградация природного капитала. Прирост валового внутреннего продукта сопровождается высокими эмиссиями в окружающую среду. По имеющимся оценкам, около 75 % территории страны подвержены повышенному риску экологической дестабилизации. Остро стоит проблема ее опустынивания. "Исторические загрязнения", накопители отходов, нарастающие выбросы токсичных веществ от стационарных и передвижных источников угрожают состоянию природной среды и здоровью населения.
Потенциальными угрозами стабильности экономики страны являются существенная зависимость от сырьевого сектора, слабый уровень подготовленности отдельных отраслей к вступлению во Всемирную торговую организацию (ВТО), рост внешнего долга, проблемы "теневой" экономики.
Имеет место существенный разрыв в экономическом и социальном положении регионов Казахстана. Сохраняются проблемы в демографической ситуации и состоянии здоровья населения страны, имеет место пока недостаточный уровень его правовой, экономической, экологической грамотности.
Преодоление этих барьеров должно стать главной этапной задачей на пути перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию.
1.2. Анализ и прогноз параметров перехода
к устойчивому развитию
В основе многих социально-экономических проблем Республики Казахстан лежит исторически сложившийся дисбаланс, когда страна потребляет ресурсы непропорционально по сравнению с их производством. Если привести основные экономические показатели страны к общей единице измерения на основе измерения энергетической полезной ценности - мощности, измеряемой в гигаваттах (ГВт), то возможно оценить имеющиеся потери.
Так, в 2005 году для получения совокупного произведенного продукта в размере 29,4 ГВт в целом по стране были потреблены ресурсы в объеме 94,85 ГВт. Это значит, что в течение года было потеряно или недоиспользовано резервов на 65,45 ГВт мощности страны. Это говорит о том, что в Республике Казахстан относительно низок показатель эффективности использования ресурсов (ЭИР), который в настоящее время равен 31 проценту. Это больше среднемирового уровня, равного 24 процентам, но меньше, чем в наиболее технологически развитых странах мира: Япония - 36 %, США - 34 %, Германия - 33 %. (В бывшем СССР показатель ЭИР достигал 36 %, что обеспечивало больший уровень конкурентоспособности на мировой арене).
Республика Казахстан также отстает от наиболее развитых стран мира по уровню качества жизни, который является основным критерием устойчивого развития.
В современном мире качество жизни определяется основными составляющими: продолжительностью жизни, уровнем благосостояния, образования и состоянием окружающей среды.
По индексу качества жизни Международного университета общества, природы и человека (Дубна, Россия), Казахстан занимает 78 место с коэффициентом 1,17, тогда как лидер рейтинга Норвегия имеет коэффициент 3,83, Россия - 1,57, Китай - 0,34.
В Казахстане состояние здоровья населения и продолжительность жизни людей существенно отстают по сравнению с показателями других стран. Так, средняя продолжительность жизни населения в нашей стране в 2005 году составила 65,9 лет, тогда как в Японии этот показатель достигает 80 лет.
По индексу экологической устойчивости Йельского центра по экологическому законодательству и политике (Йельский университет, США) и Колумбийского центра международной информационной сети наук о земле (Колумбийский университет, США), основанному на расчете 76 параметров, включая показатели состояния экосистем, экологического стресса, экологических аспектов здоровья населения, социальных и институциональных возможностей и международной активности государства, Республика Казахстан занимает 70 место с индексом 63,8, тогда как у стран-лидеров - Новой Зеландии, Швеции и Финляндии - этот показатель достигает 87-88 баллов.
Индекс истинных сбережений (ИИС), учитывающий амортизацию и утрату природного капитала, по данным Всемирного Банка, составляет для Республики Казахстан -25,5, тогда как для Российской Федерации -4,4, Норвегии +14,8, США +4,4.
Казахстан занимает 80 место в рейтинге стран по индексу развития человеческого потенциала (ИРЧП). Положение Республики Казахстан среди основных стран мира по таким составляющим этого индекса, как средняя продолжительность предстоящей здоровой жизни и величина валового внутреннего продукта на душу населения.
Положение Республики Казахстан по соотношению средней продолжительности предстоящей здоровой жизни и индекса экологической устойчивости иллюстрируется рисунком 3.
Таким образом, для того, чтобы к 2024 году по уровню качества жизни Республика Казахстан устойчиво находилась в числе наиболее конкурентоспособных и развитых стран мира, необходимо повысить эффективность использования ресурсов, увеличить продолжительность жизни, обеспечить возрастание индекса экологической устойчивости.
Проведенные расчеты показывают, что для стабильного нахождения в числе пятидесяти конкурентоспособных стран мира в период с 2013 по 2018 годы показатели Казахстана должны соответствовать следующим параметрам:
ЭИР - не ниже 43 %,
суммарное потребление ресурсов - не ниже 246,86 ГВт,
годовой совокупный произведенный продукт - не ниже 113,1 ГВт.
Именно таким параметрам, согласно прогнозу, будут соответствовать пятьдесят наиболее конкурентоспособных стран мира в этот период.
При ЭИР, равном 53 %, обеспечивается выход на траекторию "устойчивого развития" и рост экономики происходит за счет более эффективных, "прорывных" технологий, а не за счет эксплуатации невозобновляемых природных богатств.
Численность населения Республики Казахстан является важным критерием устойчивого развития. Низкая плотность населения (при значительной протяженности границ) всегда является фактором неустойчивости для развития государства. Несмотря на то, что значительная часть территории страны трудна для хозяйственного освоения и невозможно поставить задачу пропорционального заселения всех регионов Казахстана, все же численность населения следует поддерживать на определенном уровне, наращивая тем самым экономические возможности (в первую очередь решая проблемы рынка труда), сохраняя генетический и культурный потенциал казахстанцев среди соседствующих мировых наций, преодолевая нежелательную дифференциацию между регионами, вызванную, в частности, слабостью инфраструктуры и демографическими диспропорциями.
Наиболее оптимальным целевым уровнем численности населения является достижение 18 миллионов жителей к 2024 году. Для этого требуется довести показатель естественного прироста до 12,68 на 1000 человек населения к 2024 году (против 8,0 в настоящее время), среднюю продолжительность жизни - до 73 лет, поддерживать показатель рождаемости на уровне не ниже 22 родившихся на 1000 человек населения. Разрыв в средней продолжительности жизни мужского и женского населения должен быть снижен до 7,5 лет с нынешних 11 лет.
В процессе экономического роста необходимо повышать экологические требования, снизить антропогенное давление на окружающую среду. Для этого необходимо к 2024 году довести индекс экологической устойчивости, как минимум, до наилучшего на сегодняшний момент значения - 88 баллов.
Тем самым будет обеспечено существенное улучшение качества жизни населения, которое приблизится к наилучшим мировым показателям.
1.3. Этапы перехода к устойчивому развитию
Переход к устойчивому развитию для Республики Казахстан будет проходить на поэтапной основе. Для этого определяются установочные параметры устойчивого развития для каждого этапа (таблица 1).
Подготовительный этап (2007-2009 годы) - подготовка условий для включения принципов устойчивого развития во все сферы общественной и политической деятельности, диверсификации экономики, осуществления технологического прорыва.
Первый этап (2010-2012 годы) - обеспечение вхождения Республики Казахстан в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира.
Второй этап (2013-2018 годы) - укрепление положения страны среди лидеров мирового развития по уровню качества жизни, существенное сокращение потерь от нерационального использования природных ресурсов и обеспечение высокого уровня экологической устойчивости страны.
Третий этап (2019-2024 годы) - достижение принятых международных критериев устойчивого развития.
Таблица 1. Оценка установочных параметров перехода
Республики Казахстан к устойчивому развитию (2005-2024 гг.)
N
п/п
|
Интегральные измерители
|
2005 г .
|
2009 г .
|
2012 г .
|
2018 г .
|
2024 г .
|
1.
|
Численность населения,
млн. чел.
|
15,05
|
15,66
|
16,13
|
17,13
|
18,18
|
2.
|
Средняя продолжительность
жизни, лет
|
65,91
|
67,87
|
68,89
|
70,99
|
73,14
|
3.
|
Средняя нормированная
продолжительность жизни
|
0,66
|
0,68
|
0,69
|
0,70
|
0,73
|
4.
|
Превышение средней
продолжительности жизни
женщин над средней
продолжительностью жизни
мужчин, лет
|
11,47
|
10,00
|
9,3
|
8,5
|
7,5
|
5.
|
Потребление мощности (за
предыдущий год), ГВт
|
94,85
|
130,45
|
154,86
|
264,86
|
468,38
|
6.
|
Производство мощности (за
текущий год), ГВт
|
29,40
|
43,05
|
57,30
|
113,10
|
248,24
|
7.
|
Потери мощности, ГВт
|
65,45
|
87,40
|
97,56
|
151,77
|
220,14
|
8.
|
Эффективность
использования ресурсов, ЭИР
|
0,31
|
0,33
|
0,37
|
0,43
|
0,53
|
9.
|
Качество окружающей
природной среды
|
0,91
|
0,95
|
0,99
|
0,93
|
0,95
|
10.
|
Уровень жизни, КВт/чел.
|
1,95
|
2,75
|
3,55
|
6,60
|
13,65
|
11.
|
Качество жизни, КВт х час
|
1,17
|
1,78
|
2,43
|
4,35
|
9,49
|
12.
|
Индекс экологической
устойчивости, баллы
|
63
|
68
|
73
|
75
|
88
|
2. Основные принципы, приоритеты, цель и задачи
перехода к устойчивому развитию
2.1. Основные принципы и приоритеты
Основными принципами перехода к устойчивому развитию в Республике Казахстан являются:
вовлечение всего общества в процесс достижения устойчивого развития;
создание политического базиса для устойчивого развития;
межведомственная интеграция, системный подход к управлению государством, повышение эффективности прогнозирования, планирования и регулирования ключевых показателей развития;
экономический прогресс в результате активного внедрения высоких технологий в экономику страны, повышение эффективности использования ресурсов;
обеспечение конкурентоспособности науки и образования;
улучшение состояния здоровья населения, демографической ситуации в результате внедрения парадигмы здорового общества;
совершенствование деятельности по охране окружающей среды в качестве важнейшей ноосферной функции общества;
территориальное развитие на основе трансрегионального экосистемного подхода.
Приоритетами перехода к устойчивому развитию являются:
внедрение устойчивых моделей производства и потребления;
использование новых и экологически безопасных технологий;
развитие устойчивых транспортных систем;
энергоэффективность и энергосбережение;
региональные проблемы устойчивого развития;
повышение уровня социальной безопасности населения;
борьба с бедностью с учетом экологического и гендерного аспектов;
дальнейшее развитие науки и образования для устойчивого развития;
сохранение исторического и культурного наследия;
предупреждение и уменьшение экологических угроз здоровью населения;
борьба с опустыниванием;
сохранение биологического разнообразия;
снижение эмиссий, в том числе парниковых газов и озоноразрушающих веществ;
доступ к качественной питьевой воде;
решение трансграничных экологических проблем;
радиационная и биохимическая безопасность;
управление отходами.
2.2. Цель
Целью Концепции является достижение баланса экономических, социальных, экологических и политических аспектов развития Республики Казахстан как основы повышения качества жизни и обеспечения конкурентоспособности страны в долгосрочной перспективе.
2.3. Задачи
Для достижения указанной цели необходима реализация следующих задач в области устойчивого развития.
1. Повышение показателя ЭИР до 37 % к 2012, 43 % к 2018 и 53 % к 2024 году
Реализация первой задачи будет основываться на:
диверсификации экономики, увеличении вклада в экономический рост высокотехнологических и несырьевых отраслей, а также экологически безопасных технологий;
усилении роли государства в регулировании основных макроэкономических параметров развития страны;
обеспечении технологического прорыва за счет приоритетного развития науки и образования с формированием национальной инновационной системы, расширением разнообразия форм научных и образовательных организаций, повышением авторитета интеллектуальной элиты, государственной поддержкой инноваций, в том числе в рамках кластерного развития отраслей экономики, кардинального обновления материально-технической базы и улучшения ресурсного обеспечения научно-образовательной сферы, повышения эффективности системы подготовки и переподготовки кадров и на этой основе - достижения конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей, развития экспортного потенциала страны;
соблюдении баланса между добычей и экспортом природных ресурсов и иными отраслями;
внедрении устойчивых моделей производства и потребления;
развитии устойчивых систем транспорта;
создании эффективной инфраструктуры страны.
2. Увеличение средней продолжительности жизни населения до 68 лет к 2012 году, 70 лет к 2018 году, 73 лет к 2024 году при поддержании показателя рождаемости на уровне не ниже 18-22 родившихся на 1000 человек населения
Реализация второй задачи устойчивого развития будет основываться на:
повышении уровня социальной безопасности и внедрении культуры безопасного поведения;
полном обеспечении населения качественной питьевой водой, соответствующей оптимальным физиологическим критериям;
предупреждении и уменьшении экологических угроз здоровью населения;
борьбе с бедностью, достижении оптимального уровня индекса Джини;
мерах по снижению дорожного, бытового и производственного травматизма;
стимулировании здоровых стандартов питания, ликвидации нутрициональных дефицитов (кальций, йод, селен и иные ценные микроэлементы);
создании экономических стимулов к укреплению семьи, деторождению, кардинальном улучшении системы родовспоможения, охраны материнства и детства.
3. Увеличение индекса экологической устойчивости на 10 % к 2012 году, 15 % к 2018 году, 25 % к 2024 году
Реализация третьей задачи будет основываться на:
внедрении экосистемного трансрегионального принципа реализации программ устойчивого развития регионов Казахстана;
установлении целевых критериев устойчивого развития для всех крупных промышленных и энергетических объектов с определением сроков и механизмов перехода на наилучшие доступные технологии;
борьбе с опустыниванием;
сохранении экологических систем, ландшафтов и биологического разнообразия;
внедрении более эффективного экономического механизма охраны окружающей среды, в том числе в целях продвижения стратегии более чистого производства;
развитии объектов альтернативной энергетики;
использовании основных положений и механизмов международных соглашений для привлечения средств на улучшение экологических параметров казахстанской промышленности ("зеленые инвестиции");
очистке территории страны от "исторических загрязнений", стимулировании системы менеджмента отходов.
4. Обеспечение успешной реализации внутренней и внешней политики
Реализация четвертой задачи будет основываться на:
консолидации политических сил вокруг идеи устойчивого развития;
поддержке создания в стране общественных движений, выражающих интересы исторически единого казахстанского народа, в том числе будущих поколений;
возможности создания в стране международной зоны устойчивого развития;
обеспечении активного и реального участия Казахстана в международных организациях, проведении ряда крупных международных форумов под эгидой Республики Казахстан;
развитии эффективной системы местного самоуправления.
3. Направления и механизмы перехода к устойчивому развитию
3.1. Интеграция механизмов развития
Для достижения целей и задач в области перехода к устойчивому развитию в Республике Казахстан должна быть обеспечена интеграция ресурсов, механизмов и инструментов развития.
Установленные в настоящей Концепции целевые параметры развития должны служить основой для индикативного планирования развития страны в целом, отраслей, регионов и субъектов экономики в частности.
Должны быть разработаны кратко-, средне- и долгосрочные планы перехода страны к устойчивому развитию, в том числе в разрезе регионов и отраслей.
Формирование бюджетных программ должно осуществляться с учетом приоритетов устойчивого развития, целевых показателей ЭИР, средней продолжительности предстоящей здоровой жизни, индекса экологической устойчивости.
Для обеспечения интеграции механизмов устойчивого развития необходимы разработка и принятие системы индикаторов устойчивого развития, в том числе интегральных, организационных, экономических, энергетических, социальных, экологических, региональных.
3.2. Политический базис устойчивого развития
Внутренняя политика. Устойчивое развитие внутриполитической ситуации в Республике Казахстан основывается на углублении процессов демократизации, укреплении политической системы в интересах всего казахстанского народа. При этом в ходе государственного развития и применения демократических процедур должны учитываться интересы как нынешнего, так и будущих поколений казахстанцев.
Устойчивое развитие во внутренней политике Республики Казахстан обеспечивается путем:
совершенствования демократических процедур, последовательного расширения роли народовластия как механизма учета мнений большинства и меньшинства в принятии решений на всех уровнях государственной власти;
повышения роли Ассамблеи народов Казахстана в политической жизни страны;
сохранения культурных традиций казахстанского общества, в первую очередь, уважения к старшим, заботы о подрастающем поколении;
формирования культуры политического оппонирования, укрепления конструктивной оппозиции как основы для конкуренции кадров и программ, выражения интересов всех общественных слоев и групп;
развития местного самоуправления при сохранении единства и целостности государства.
Внешняя политика. Республика Казахстан имеет уникальные возможности для получения статуса региона стабильности и устойчивого развития. На примере и в условиях Республики Казахстан может быть отработана модель "государства будущего", где бы реализовывались принципы межконфессионального, межнационального, социального, политического, экономического и культурного устойчивого равновесия. Это должно быть достигнуто путем:
проведения взвешенной и сбалансированной внешней политики;
объявления стратегической программы Республики Казахстан по созданию в стране международной зоны устойчивого развития;
формирования международной экологической организации со штаб-квартирой в г. Астане;
обеспечения председательствования Казахстана в ОБСЕ в целях повышения конкурентоспособности страны и выражения своей позиции по вопросам устойчивого развития;
активного участия Казахстана в международных организациях, интеграционных объединениях и международных форумах.
3.3. Устойчивое развитие общества
Демографическая ситуация. Дальнейшее развитие казахстанского общества должно базироваться на формировании устойчивой демографической ситуации, характеризующейся повышением средней продолжительности жизни при пропорциональном росте рождаемости и сохранении доли трудоспособного населения в возрастной структуре.
Эти задачи будут достигнуты за счет:
снижения общей смертности населения по причинам бытового, производственного и дорожного травматизма, сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, болезней органов дыхания путем реализации комплексных профилактических программ;
снижения младенческой и материнской смертности путем совершенствования мер по охране репродуктивного здоровья населения;
улучшения качества жизни населения пожилого возраста путем принятия специальных геронтологических программ;
стимулирования рождаемости через адекватную целям демографического роста социальную политику, включая образование и занятость, обеспечение жильем, систему социальных выплат;
реализации мер по предотвращению (снижению темпов роста) распространения ВИЧ/СПИДа;
организации непрерывного мониторинга демографической ситуации с анализом результатов и подготовкой управленческих решений в разрезе регионов страны.
Оздоровление нации. Казахстанская нация для обеспечения устойчивого развития нуждается в кардинальном решении задачи по формированию здорового образа жизни, которое предполагает осуществление следующих мер:
ограничение табакокурения, продажи табачных изделий в общих торговых залах, запрет на курение в общественных местах и на рекламу табачных изделий, антитабачную компанию в средствах массовой информации, стимулирование отказа от курения в "группах влияния" - среди врачей, государственных служащих, работников образования;
ограничение потребления алкоголя, в особенности крепких напитков, запрет на рекламу крепких спиртных напитков, ужесточение контроля за качеством спиртных напитков;
активизацию борьбы с наркоманией и наркобизнесом, включая пропаганду непринятия наркотиков и формирование общественного антинаркотического иммунитета;
улучшение стандартов питания, увеличение потребления натуральных соков и молочных продуктов на душу населения, пропаганду здорового питания, усиление контроля за качеством продуктов питания на внутреннем рынке;
повышение двигательной активности, в том числе расширение сети бесплатных спортивных и тренажерных залов, детских спортивных секций, стимулирование двигательной активности и здорового образа жизни через социальную рекламу;
обеспечение широкого привлечения молодежи к реализации проекта "Моя Родина - Казахстан", а также в качестве гидов и экскурсоводов при организации активных видов экологического туризма;
обеспечение системного подхода в работе по внедрению принципов здорового образа жизни и формированию у граждан страны восприятия спорта и активных видов экологического туризма как новой идеологии повышения качества жизни казахстанцев.
Здравоохранение. Для обеспечения устойчивого развития казахстанского общества необходимо совершенствование системы здравоохранения, в том числе:
выбор оптимальной экономической модели развития здравоохранения;
создание центров высоких медицинских технологий с привлечением ведущих мировых специалистов;
развитие медицинского рынка с государственным и негосударственным участием;
постоянное повышение подушевого финансирования здравоохранения, поддержка добровольного медицинского страхования как одного из важных элементов экономической системы здравоохранения;
активное использование оздоровительных ресурсов природы Казахстана, включая создание сети санаторно-курортных и реабилитационных учреждений международного уровня;
коренное улучшение системы охраны здоровья матери и ребенка, родовспоможения, укрепление репродуктивного здоровья мужчин и женщин.
Промышленная безопасность и охрана труда. Обеспечение устойчивого развития в сфере промышленной безопасности и охраны труда будет осуществляться путем:
внедрения международных стандартов безопасности и охраны труда на промышленных предприятиях;
распространения культуры безопасного поведения и повышения ответственности как работодателей, так и работников за соблюдение требований безопасности;
осуществления мер по оценке рисков и управлению ими;
усиления государственного контроля за соблюдением норм безопасности;
проведения независимого аудита безопасности и охраны труда на производственных объектах.
Борьба с бедностью и предотвращение социального расслоения. В рамках мер по обеспечению устойчивого развития казахстанского общества необходимо предпринять дальнейшие шаги по ликвидации бедности путем принятия комплекса взаимосвязанных мер, в особенности в сельской местности. Эти результаты будут достигнуты путем:
роста экономики всех регионов страны;
развития сельского хозяйства, в том числе с применением более эффективных современных аграрных технологий;
повышения эффективности системы социальной защиты населения, включая упрощение бюрократических процедур при получении социальных пособий, совершенствование политики занятости;
вовлечения бизнес-сообщества в регионах страны в решение проблем бедности.
Развитие гражданского общества. В Республике Казахстан должны приниматься меры по дальнейшему становлению гражданского общества преимущественно путем:
развития местного самоуправления;
воспитания гражданского сознания населения через деятельность патриотически ориентированных политических партий, общественных движений;
развития системы патриотического воспитания молодежи;
усиления роли общественности в процессе обеспечения перехода к устойчивому развитию;
расширения доступа населения к информации, развития "электронного правительства".
Культура и информация. Устойчивое развитие культуры и информационной политики в казахстанском обществе будет обеспечено путем:
приоритетного создания и поддержки организаций культуры как на республиканском, так и на местном, в особенности сельском, уровне;
принятия мер по сохранению палеонтологических, археологических и архитектурных памятников и культурного наследия Казахстана, имеющих общенациональное и всемирное значение;
пропаганды лучших достижений казахстанской культуры и искусства на международном уровне;
поддержки общезначимых направлений отечественной культуры, в первую очередь киноискусства, народной и симфонической музыки, айтыса, драматического театра, оперы и балета, изобразительного искусства;
повышения патриотической направленности и профессиональной культуры в работе средств массовой информации;
создания казахстанского сегмента Интернета, функционирующего на основе принципов общественной свободы информации.
Образование и наука. Система образования и науки в Республике Казахстан будет соответствовать целям и принципам устойчивого развития. Совершенствование образования и науки в целях устойчивого развития должно осуществляться на основе:
обеспечения модернизации национальной системы многоуровневого образования с учетом приоритетов Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2010 года для повышения качества подготовки человеческих ресурсов и удовлетворения потребностей личности и общества;
создания в стране ряда элитных учебных заведений международного уровня и студенческих городков (кампусов);
модернизации образования на научно-методическом уровне, создания принципиально новых структур, обеспечивающих взаимосвязь учебных, научных и производственных процессов;
введения технологической подготовки в средней школе с целью развития у учащихся новых способностей и умений, включая умения проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу, поддерживать высокий уровень инноваций;
подготовки конкурентоспособной личности, готовой к активному участию в социальной, экономической и политической жизни страны;
обеспечения равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся, создания условий для обучения старшеклассников в соответствии с их индивидуальными способностями и намерениями относительно продолжения образования, самореализации и обретения своего места на рынке труда;
создания широких возможностей социализации учащихся, эффективной подготовки выпускников школ к освоению программ профессионального образования;
проведения мониторинга кадрового потенциала республики с определением прогнозной потребности в специалистах высшей научной квалификации как на республиканском, так и региональном уровне;
реформирования отечественной науки с ориентацией как на собственные, так и зарубежные традиции, с поддержкой не только научных направлений, дающих немедленную отдачу, но и научного сообщества в целом, являющегося важнейшим элементом устойчивого развития общества;
формирования национальной инновационной системы (НИС) как важнейшего условия реализации связей науки и производства;
стимулирования внедрения отечественных научных достижений в практику;
создания технологических институтов и обеспечения их финансирования для выполнения исследований и изысканий в области перспективных технологических разработок с тем, чтобы целевые производственные схемы основывались на технологиях, адаптированных к местным условиям, технологиях реабилитации окружающей среды, а также технологиях, опирающихся на традиционные знания;
совершенствования нормативной правовой базы в области охраны интеллектуальной собственности, использования патентов, установления правовых отношений с иностранными и отечественными инвесторами, частными предприятиями при использовании результатов научных исследований.
3.4. Устойчивый экономический прогресс
Повышение эффективности использования ресурсов. Обеспечение устойчивого экономического развития Казахстана будет осуществлено путем:
структурной перестройки экономики с постепенным снижением доли сырьевого сектора;
развития "технологий прорыва", опережающих зарубежные аналоги, на основе стимулирования науки и инноваций;
внедрения современных сельскохозяйственных технологий;
учета потерь национального богатства от нерационального природопользования на основе ведения объединенных экономических и экологических национальных счетов;
внедрения современных научно обоснованных подходов к природопользованию, включая экологичные методы использования земельных, водных, лесных, минеральных и других ресурсов;
повышения энергоэффективности отечественной экономики в ходе реализации специальных государственных программ, единой политики в области преодоления энергетических потерь;
технологического перевооружения экономики страны, стимулирования использования современных технологий и запрета на ввоз устаревших технологий и оборудования;
сокращения в структуре национальной экономики доли предприятий, эксплуатирующих природные ресурсы, развития наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств;
установления параметров обязательного использования извлеченных полезных ископаемых и добытых биологических ресурсов;
восстановления и использования ценных материалов, накопленных на полигонах размещения отходов;
внедрения систем обустройства сельскохозяйственных земель и ведения сельского хозяйства, адаптированных к природным ландшафтам, развития экологически чистых сельскохозяйственных технологий, сохранения и восстановления естественного плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения;
предотвращения и пресечения всех видов нелегального использования природных ресурсов, борьбы с браконьерством и незаконным оборотом объектов и продукции биологических ресурсов;
стимулирования внедрения ресурсосберегающих и безотходных технологий во всех сферах хозяйственной деятельности;
поддержки экологически эффективного производства энергии, включая использование возобновляемых источников и вторичного сырья;
запрета на нерациональное использование ресурсов, в том числе на сжигание энергоресурсов на факелах;
снижения потерь энергии и сырья при транспортировке, в том числе за счет экологически обоснованной децентрализации производства энергии, оптимизации системы энергоснабжения мелких потребителей;
модернизации и развития экологически безопасных видов транспорта, транспортных коммуникаций и топлива, в том числе неуглеродного;
перехода к экологически безопасному общественному транспорту как основному виду передвижения в крупных городах;
развития экологически безопасных технологий строительства и реконструкции жилищно-коммунальных комплексов;
поддержки производства товаров, рассчитанных на максимально длительное использование.
Внедрение устойчивых технологий. Создание технического потенциала для обеспечения устойчивого развития республики напрямую связано с внедрением устойчивых, экологически чистых и экономически эффективных технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, водоснабжении, управлении городским хозяйством и на транспорте.
Такие технологии являются комплексными системами, сочетающими рентабельные и безопасные для окружающей среды производственные схемы, необходимые коммуникативные и информационные средства, а также новые механизмы управления и отчетности (экологический маркетинг и менеджмент, страхование, учет природоохранной деятельности, система рационального природопользования и др.).
Перспективной задачей развития индустрии Казахстана является реконструкция типов промышленных технологий в стратегически ориентированных направлениях - комплексности, малоотходности, ресурсо- и энергоэффективности, а также максимальной замкнутости производственных систем с акцентом на устранение причин экологических нарушений. Устойчивая технологическая модель в отличие от обычной производственной схемы отличается серийным производством, высокой скоростью, экономической эффективностью, централизованным контролем и стандартизацией, ориентированностью на человеческий фактор, гуманным отношением к окружающей среде, необходимостью повторной утилизации отходов и легкостью эксплуатации.
Для достижения задач устойчивого развития в производственной сфере необходимы:
обеспечение приоритета "прорывных" технологий, опережающих по своим показателям как отечественные, так и зарубежные аналоги;
проведение экспертизы вновь внедряемых и импортируемых технологий на предмет их конкурентоспособности и экологической безопасности;
внедрение новых моделей управления технологиями, в рамках которых экологическая реструктуризация и экологическая модернизация производства являются важными мерами превентивного характера;
разработка инструментария для принятия решений и формирования новой инфраструктуры с целью внедрения устойчивых технологий в практику хозяйственной деятельности, включая систему долгосрочного планирования, механизмы финансового регулирования, меры общественной поддержки, развитые инновационные структуры, условия для модернизации и трансформации инфраструктуры.
Эффективное и рациональное использование возобновляемых ресурсов и альтернативных источников энергии. В Республике Казахстан необходимо принятие мер по эффективному и рациональному использованию возобновляемых ресурсов и альтернативных источников энергии путем:
внедрения более современных технологий использования земельных, водных, лесных, рыбных, растениеводческих и животноводческих ресурсов и возобновляемых источников энергии;
стимулирования рационального использования гидроэнергетических ресурсов, объектов солнечной и ветровой энергетики и других возобновляемых ресурсов и альтернативных источников энергии;
создания центров по распространению международного опыта в энерго- и ресурсосбережении и применении возобновляемых источников энергии.
3.5. Экологическая устойчивость
Сохранение и восстановление природной среды. В Республике Казахстан будут осуществлены научно обоснованные меры по сохранению и восстановлению ландшафтного и биологического разнообразия, достаточного для поддержания способности природных систем к саморегуляции и компенсации последствий антропогенной деятельности.
Меры по сохранению и восстановлению природной среды будут реализовываться путем:
оптимизации системы управления качеством окружающей среды;
использования экосистемного подхода в управлении природопользованием;
совершенствования системы государственного, производственного и общественного контроля, а также экологического аудита;
развития системы мониторинга окружающей среды;
предупреждения истощения, загрязнения земельных и водных ресурсов и загрязнения воздушного бассейна;
снижения антропогенного воздействия на климат и озоновый слой Земли;
сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия;
расширения площади особо охраняемых природных территорий не менее чем до 10 % территории страны;
сохранения и восстановления целостности природных систем, в том числе предотвращения их фрагментации в процессе хозяйственной деятельности при создании гидротехнических сооружений, автомобильных и железных дорог, газо- и нефтепроводов, линий электропередачи и других линейных сооружений;
рекультивации территорий, нарушенных антропогенной деятельностью;
применения обязательного требования полного восстановления естественных ландшафтов по завершении жизненного цикла производственных объектов;
реабилитации зон экологического бедствия, полигонов ракетно-космического и военно-испытательного комплексов;
предупреждения загрязнения шельфа Каспийского моря и прилегающих территорий;
последовательного увеличения объемов переработки и утилизации отходов производства и потребления;
расширения международного сотрудничества.
Снижение неблагоприятного воздействия окружающей среды на здоровье населения. Защита здоровья населения от неблагоприятного воздействия факторов окружающей среды является одним из важных элементов государственной политики в области устойчивого развития.
Защита здоровья населения от неблагоприятных экологических факторов достигается за счет:
оценки экологического риска и формирования программ по его снижению;
безусловного обеспечения нормативов качества окружающей среды на территории населенных пунктов;
внедрения новых подходов к градостроительным решениям с выводом промышленных объектов за пределы селитебной зоны;
ужесточения требований к качеству водопроводной и бутилированных питьевых вод;
контроля за состоянием среды жилищ, в особенности по радиоактивным параметрам;
создания клинических центров для лечения экологически обусловленных заболеваний;
введения порядка компенсации доказанного ущерба здоровью населения от воздействия негативных факторов окружающей среды.
Предотвращение чрезвычайных экологических ситуаций и экологического терроризма. Деятельность по предотвращению чрезвычайных экологических ситуаций и экологического терроризма, преодолению их потенциальных последствий в Республике Казахстан будет осуществляться путем:
прогнозирования чрезвычайных ситуаций, способных повлечь негативные последствия для окружающей среды;
обучения населения правилам поведения, действиям и способам защиты при чрезвычайных ситуациях с негативными экологическими последствиями;
включения обязательных экологических разделов в планы предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий;
законодательного регламентирования установления зон с особым режимом хозяйственной деятельности, зон экологического бедствия и кризиса;
предотвращения диверсий и техногенных аварий с негативными последствиями для окружающей среды;
предотвращения преднамеренного применения химических веществ, вызывающих деградацию природной среды;
предотвращения умышленных пожаров, промышленного браконьерства, незаконных рубок и заготовки растительного сырья, вызывающих уничтожение природных и аграрных экосистем, а также предотвращения ввоза и распространения с террористическими целями видов живых организмов, вызывающих нарушения в природных объектах и системах.
Контроль за использованием и распространением генетически измененных организмов, предотвращение занесения или самостоятельного проникновения карантинных и чужеродных вредных организмов. В Республике Казахстан будут приниматься меры по организации контроля за использованием генетически измененных организмов, а также предотвращению ввоза и распространения карантинных и чужеродных вредных организмов путем:
обеспечения эффективной работы службы по карантину растений в соответствии с международными стандартами;
разработки и реализации системы мероприятий по предотвращению проникновения на территорию страны, выявлению, локализации и ликвидации очагов распространения карантинных и чужеродных вредных организмов;
контроля за проведением акклиматизационных работ внутри страны;
разработки и реализации системы мероприятий по предотвращению неконтролируемого ввоза генетически измененных организмов и продуктов, полученных с их помощью.
Экономические инструменты охраны окружающей среды. В Республике Казахстан будут использоваться экономические инструменты охраны окружающей среды путем:
финансирования мероприятий по охране окружающей среды за счет средств республиканского и местных бюджетов, средств природопользователей, международных займов, грантов и иных источников с возможностью создания специализированных фондов;
организации конкурса проектов по охране окружающей среды и рациональному природопользованию с их возможным дальнейшим финансированием за счет средств республиканского и местных бюджетов в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных закупках;
реализации принципа "загрязнитель платит", означающего, что природопользователь обязан нести ответственность за финансирование мероприятий по защите окружающей среды и компенсацию возможного экологического ущерба или должен отказаться от осуществляемой деятельности;
повышения стимулирующего характера платы за эмиссии в окружающую среду и административных штрафов за нарушение природоохранного законодательства Республики Казахстан с отказом в перспективе от платы за эмиссии в окружающую среду с одновременным усилением административной ответственности за нарушение экологических стандартов;
экологического страхования ущерба окружающей среде, а также организации фондов при предприятиях для финансирования мероприятий по восстановлению окружающей среды на стадии ликвидации из собственных средств;
включения в экономические показатели полной стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции, а также стоимости природоохранных (экологических) работ (услуг);
введения системы торговли квотами на эмиссии в окружающую среду;
внедрения рыночных механизмов охраны природы, в том числе стимулирующих повторное использование и вторичную переработку промышленных товаров;
использования международных финансово-экономических механизмов в области охраны окружающей среды, предусматриваемых международными конвенциями и соглашениями.
Научное обеспечение охраны окружающей среды. Научное обеспечение охраны окружающей среды в Республике Казахстан является одним из важных элементов повышения эффективности деятельности государства по определению путей устойчивого развития страны.
Наука в области охраны окружающей среды в Республике Казахстан должна развиваться в следующих основных направлениях:
проведение научных исследований в области теории устойчивого развития;
разработка научных основ управления охраной окружающей среды;
формирование систем индикаторов состояния окружающей среды;
экологическое районирование;
разработка путей решения локальных экологических проблем;
создание новых ресурсосберегающих, малоотходных, экологически эффективных технологий;
разработка научных принципов и технологий использования возобновляемых биологических ресурсов (лесных, водных, охотничье-промысловых, лекарственных и др.), обеспечивающих их устойчивое воспроизводство;
разработка эффективных методов сохранения биологического разнообразия;
анализ распространения чужеродных и генетически измененных видов живых организмов и разработка соответствующих методов контроля и снижения негативных последствий этих процессов;
разработка методологии и методов эколого-экономической оценки, в том числе определение стоимости природных объектов с учетом их средообразующей функции;
разработка средств и методов предупреждения и ликвидации загрязнений, реабилитации окружающей среды и утилизации опасных отходов;
изучение связи между заболеваниями людей и изменениями качества окружающей среды;
разработка и развитие современных методов экологического мониторинга, а также информационных технологий в целях государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
3.6. Устойчивое развитие регионов
Для обеспечения устойчивого развития регионов Республики Казахстан необходимо внедрение экосистемного (бассейнового) принципа, рассматривающего в качестве субъекта развития не только административные единицы, но и соответствующие экологические системы.
Устойчивое развитие на территориальном уровне в Республике Казахстан не может быть осуществлено только в рамках субъектов административно-территориального деления, поскольку природа, ее ресурсы и экосистемы в условиях Казахстана имеют выраженный трансрегиональный характер.
В связи с этим предполагается разработка региональных планов мероприятий по переходу к устойчивому развитию для следующих восьми зон устойчивого экосистемного развития по бассейновому принципу: Арал-Сырдарьинской, Балхаш-Алакольской, Иртышской, Есильской, Жайык-Каспийской, Нура-Сарысуйской, Тобол-Торгайской, Шу-Таласской.
Формирование программ устойчивого территориального развития в соответствии с экосистемным принципом и на трансрегиональной основе позволит:
обеспечить эффективное природопользование и сохранение природных ресурсов на основе единого подхода к управлению территориями, относящимися к целостным экологическим системам;
преодолеть неэффективность существующей системы менеджмента природных ресурсов, ведомственную разобщенность и дублирование функций;
укрепить территориальную целостность Республики Казахстан и снизить расслоение в социально-экономическом положении регионов;
создать условия для развития экосистемного подхода в международных отношениях, углубления сотрудничества со странами-соседями в рамках совместной деятельности по сохранению транснациональных экологических систем.
При этом бассейновый принцип не заменяет иных форм территориальной организации, таких, как административное деление страны, создание социально-предпринимательских корпораций, экономических кластеров. Вместе с тем в рамках зон устойчивого развития будут активно осуществляться интеграционные процессы на основе соблюдения интересов охраны окружающей среды.
На примере Республики Казахстан может быть отработан принципиально новый подход к территориальному устойчивому развитию на экосистемном уровне.
3.7. Институциональное обеспечение
Институциональное обеспечение перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию должны осуществить Совет по устойчивому развитию, институты развития, научные организации, координационные центры и другие институты гражданского общества.
Основным органом, обеспечивающим реализацию миссии государства в области перехода к устойчивому развитию, является Совет по устойчивому развитию (СУР), который призван содействовать внедрению принципов устойчивого развития во все сферы государственной и общественной жизни.
Для реализации функции координации деятельности всех государственных органов в вопросах устойчивого развития, обеспечения экологической устойчивости, разработки и проведения научно обоснованной демографической политики должен быть рассмотрен вопрос об определении уполномоченного органа в области устойчивого развития.
Деятельность институтов развития должна осуществляться в соответствии с приоритетами устойчивого развития в целях реализации инновационных проектов и программ по достижению единых целевых показателей и индикаторов.
Для координации научно-исследовательской и образовательной деятельности в сфере устойчивого развития должен быть создан центр по проблемам устойчивого развития.
Реализация целей и задач Концепции по ее ключевым направлениям во взаимодействии с общественными и международными организациями будет осуществляться в том числе посредством создания негосударственных координационных центров.
4. Ожидаемые результаты
Реализация настоящей Концепции будет способствовать:
повышению качества жизни до уровня наиболее конкурентоспособных и развитых стран мира;
повышению эффективности использования ресурсов в качестве одного из основных механизмов экономического роста;
увеличению численности населения страны до 18 миллионов жителей к 2024 году, повышению качества трудовых ресурсов;
улучшению состояния окружающей среды за счет снижения антропогенного давления и решения "исторических" экологических проблем;
повышению устойчивости развития регионов страны;
проведению ряда крупных международных форумов по устойчивому развитию в Республике Казахстан.
Основные понятия, используемые в Концепции Индекс экологической устойчивости - показатель, рассчитываемый ежегодно по методике Йельского центра по экологическому законодательству и политике (Йельский университет) и Колумбийского центра международной информационной сети наук о земле (Колумбийский университет) и основанный на расчете 76 параметров и 16 критериев (включая показатели состояния экосистем, экологического стресса, экологических аспектов здоровья населения, социальных и институциональных возможностей и международной активности государства);
индекс Джини - соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченных слоев общества;
качество жизни - комплексный показатель, определяемый как произведение средней нормированной продолжительности жизни, уровня жизни и качества окружающей природной среды (КВт х час);
качество окружающей природной среды - отношение потерь мощности в текущем году к потерям мощности в предыдущем году;
мощность - мгновенная скорость изменения энергии объекта, в единицах которой выражаются свойства различных общественных и экономических процессов (ГВт);
производство мощности - совокупный произведенный продукт, выраженный в единицах мощности (ГВт);
потребление мощности - совокупное потребление, выраженное в единицах мощности (ГВт);
потери мощности - разность между потреблением мощности в предыдущем году и производством мощности в текущем году (ГВт);
средняя нормированная продолжительность жизни - показатель ожидаемой средней продолжительности жизни населения, деленный на 100;
уровень жизни - производство мощности в текущем году на душу населения (КВт/чел.);
устойчивое развитие - развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения и не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворять свои потребности;
экосистемный (бассейновый) принцип - принцип решения региональных проблем устойчивого развития на уровне крупных водных бассейнов;
эффективность использования ресурсов (ЭИР) - отношение производства мощности в текущем году к потреблению мощности в предыдущем году.
|