29 апреля 2010 года Павлодарский государственный педагогический институт совместно с Департаментом по защите прав детей Павлодарской области и Департаментом образования провели областную научно-практическую конференцию «Научно-методические ориентиры в организации нравственно-духовного образования курса «Самопознание».
Более двухсот работников образования городских и сельских школ, детских садов, лицеев и колледжей нашей области собрались, чтобы обсудить вопросы самопознания, духовно-нравственного становления личности в современном обществе. Среди них были и те, кто участвовал в эксперименте, который стартовал в нашем регионе восемь лет назад — в 2002 году для внедрения курса «Самопознание» было создано девять экспериментальных площадок, где трудились 37 педагогов. Они практически начинали с нуля. Формы, методы, содержание уроков и даже стиль оформления кабинетов вырабатывались постепенно, со временем накапливались умения, новые знания, приходил опыт, которым педагоги начали обмениваться — проводить мастер-классы и педагогические мастерские.
Эксперимент показал высокую заинтересованность учащихся этим предметом. И это объяснимо: во-первых, интересен и необычен сам предмет, а во-вторых, в работе просматривается личностно-ориентированный подход, дети не тяготятся присутствием взрослого, а, наоборот, всегда ждут от него чего-то нового.
Курс «Самопознание», новый, доселе никогда не изучаемый предмет, в 2002 году вызвал большой интерес у педагогов: готовы ли мы к ведению этого предмета, так ли хорошо знаем мы себя и мир, чтобы говорить об этом с детьми? Взаимоотношения человека с миром актуализируют проблему нравственно-духовного становления личности в условиях, с одной стороны, глобализации, интеграции культур, а с другой стороны — наступлении духовного вакуума и духовной деградации. Формирование мировоззрения новой мировой эпохи сопровождается необходимостью поворота к духовному возрождению, к опыту добра, любви и милосердия. Курс «Самопознание», опираясь на теоретические и методологические принципы философии, ориентируется на консолидирующую, общеказахстанскую идею патриотизма и евразийства. Идея евразийства, предложенная президентом РК Нурсултаном Назарбаевым, актуальна в полиэтническом, поликультурном, многоконфессиональном Казахстане, где духовное согласие, взаимопонимание, консолидация и политическая стабильность являются доминирующими ценностями и приоритетами на уровне государственной политики.
Об этом шла речь на пленарном заседании конференции, где выступили заместитель акима Павлодарской области Алия Галимова, проректор ПГПИ по научной работе и международному сотрудничеству Бибисара Амирова с докладом «Научно-теоретические вопросы самопознания», заместитель директора института повышения квалификации педкадров Павлодарской области Нагима Шакурова с докладом «Готовность педагогов области к внедрению предмета «Самопознание» в учебный процесс» и др.
Интересно и многопланово тема самопознания была представлена в работе секций, их было три: «Нравственно-духовная парадигма воспитания в системе образования: опыт, традиции, инновации»; «Формирование духовно-нравственных позиций и толерантного сознания у подрастающего поколения в поликультурном образовательном пространстве»; «Социальное партнерство в защите прав и нравственно-духовном развитии ребенка». В целом было представлено более сорока докладов.
По окончании работы конференции были подведены ее итоги и выработаны общие рекомендации. 2010 год стал итоговым по внедрению и аробации курса «Самопознание» в Павлодарской области. Отныне это самостоятельный предмет, включенный в основное расписание занятий школьников. Преподавать его будт учителя общегуманитарных дисциплин, школьные психологи, преподаватели, прошедшие переподготовку и получившие специализацию. Рекомендовано также обеспечить всю необходимую документальную и правовую базу для внедрения проекта, разработать новую модель повышения квалификации кадров, провести ряд мероприятий по материально-техническом у обеспечению кабинетов самопознания, а пединситуту поручено обеспечить научно-методические подходы к реализации проекта.
|