«Учиться, чтобы быть» - эти слова, сказанные еще в 1972 году Эдгаром Фором стали основопологающими ориентирами образовательной политики в XXI веке и служат основой дальнейшего развития общества, стремящегося к непрерывному образованию. В павлодарском государственном педагогическом институте прошла научно-практическая конференция «Актуальные проблемы непрервыного образования», посвященная 20-летию психологической науки в Казахстане. В рамках этой конференции ученые ведущих вузов Казахстана, России и Узбекистана обсудили психолого-педагогические проблемы обеспечения преемственности и непрерывности образования, научно-теоретические проблемы трехуровневой системы образования, задачи педагогической науки в период перехода на 12-летнее образование и ряд других вопросов.
Открывая пленарное заседание конференции ректор ПГПИ Жанмырза Нурмаганбетов отметил, что пединститут стремится внести свою лепту в решение проблем непрерывного образования: «институт имеет государственную лицензию на ведение образовательной деятельности по направлениям среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, что обеспечивает принцип непрерывности педагогического образования. Ежегодно вуз вводит новые специализации и учебные дисциплины, готовит полиязычных специалистов, реализует новые формы обучения такие как дистанционное обучение и интернет-образование, учебный процесс построен на кредитно-модульно-компетентностной системе обучения; а система переподготовки и повышения квалификации в вузе ориентирована на опережающую подготовку учителей и преподавателей к работе в 12-летней школе».
Между тем есть множество проблем с которыми сегодня сталкивается не только ПГПИ, но и другие вузы: несовершенство научно-обоснованных подходов и механизма разработки, апробации и внедрения преемственных государственных образовательных стандартов всех уровней непрерывного педагогического образования; неразработанность научных и научно-методических основ диагностики качества педагогического образования; нарушение механизма преемственности форм и методов обучения в образовательных учреждениях среднего, высшего и послевузовского педагогического образования и общеобразовательной школы; недостаточный уровень поддержки и стимулирования фундаментальных и прикладных исследований, развития научных школ и научных направлений в системе педагогического образования и др.
- Очевидно, что в виду исключительной сложности и многогранности обсуждаемой проблемы, даже перечисленный обширный список вопросов можно считать неполным. Тем ценней будет для нас всех возможность обмена мнениями, аккумулирования и обобщения всего ценнейшего опыта, инноваций в сфере непрерывного образования, накопленных участниками нашей конференции. Мы все весьма заинтересованы узнать профессиональное мнение и получить рекомендации наших и зарубежных коллег по широкому кругу вопросов, вынесенных на нашу конференцию,- сказал Жанмырза Нурмаганбетов.
Стоит отметить, что павлодарский регион впервые принимает такое количество корифеев психологической науки. В течечние двух дней они проводили мастер-классы, семинары для практикующих психологов, преподавателей вузов, школьных учителей, студентов. В процессе общения участники и гости конференции делились своими мнениями об этом мероприятии.
Я очень рада, что имею возможность присутствовать на такой масштабной конференции, участниками которой являются не только научные деятели, но и преподаватели, студенты, школьные учителя, - сказала представитель Комитета науки МОН РК Базарбекова Р.С. - Радует то, что научные семинары проходили и в школах, и в вузе, и в таких структурах как Департамент по ЧС. Я уже получила ряд положительных откликов. Говоря о необходимости системности и методического обеспечения психологической службы, предлагаю присутсвующим здесь ученым, ученым ПГПИ создать научный проект в рамках решения данной проблемы. Заверяю, что все поднятые проблемы, актуальные вопросы, все ваши предложения будут переданы в Министерство образования и науки Республики Казахстан.
Акажанова А.Т., д.пс.н., профессор КазЖенПИ:
За эти два дня мы все получили большой объем информации, я поняла, как много проблем у нас на переферии, молодые педагоги из сельских школ говорили о нехватке методической литературы на казахском языке. Благодаря современным средствам коммуникации эти проблемы в этом конкретном случае решаемы, мы пообещали выслать по электронной почте максимум информации, ту литературу, которая нами переведена, в том числе тесты, методические пособия и пр. Нехватка специализированной литературы — наша общая проблема. Отмечу, что мы сейчас работаем с детскими домами, с исправительными учреждениями, опыт у нас достаточный, нам есть чем поделиться с коллегами. Надеюсь, что наше сотрудничесвто продолжится, введение такого предмета как «Самопознание», специальности «Социальная работа» необходимо и по-настоящему востребованно.
Амирова Б.А., д.пс.н., профессор, проректор по НР и МС ПГПИ, организатор научно-практической конференции:
- Хочу выразить благодарность руководству ПГПИ — ректору Нурмаганбетову Ж.О., за оказанную поддержку в проведении этой конференции. Хочется поблагодарить наших гостей — докторов, приехавших принять участие, деканов, преподавателей, студентов, лично Нурумжанову К.А., Омарову В.К., сотрудников Департамента науки и факультета послевузовского образования. Думаю, что конференция прошла успешно. Вместе мы сумели последовательно рассмотреть актуальные проблемы непрерывного образования в разных аспектах: методическом — на научных семинарах и мастер-классах, теоретическом — в рамках пленарного заседания и секционной работе, методологическом — за круглым столом «Проблемы развития науки в Республике Казахстан».
По итогам конференции участники пленарного и секционных заседаний приняли резолюцию, в которую были вынесены конкретные рекомендации: интегрировать психологические, научно-теоретические подходы к разработке системы менеджмента качества образования с учетом требований единого европейского образовательного пространства; развивать творческую направленность педагогической деятельности; совершенствовать теоретические, научно-методические и практические подходы к подготовке педагогических кадров, ориентированных на работу в условиях малокомплектной и сельской школы. По итогам конференции был выпущен сборник «Актуальные проблемы неепрервыногот образования».
|