5В012300 - «Социальная педагогика и самопознание».
Квалификация: социальный педагог и учитель самопознания.
Социальный педагог в своей профессиональной деятельности имеет дело с ребенком в процессе его развития, воспитания, социального становления. В центре внимания социального педагога находится процесс социализации, успешная интеграция ребенка в общество. Деятельность социального педагога ориентирована на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окружающей микросреде, в сфере общения с приоритетом воспитательно-оздоровительных задач. Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружающую микросреду. Поэтому ему приходится осваивать различные социальные роли и менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы.
Официально установлено две сферы, где введена должность социального педагога:
- образование (дошкольные, общеобразовательные учреждения; школы-интернаты, общеобразовательные учреждения для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей и др.);
- здравоохранение;
- учреждения системы социальной защиты населения;
- учреждения пенитенциарной системы;
-комитет по делам молодежи (дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры).
Форма и срок обучения: очная форма обучения, срок обучения - 4 года.
Основные дисциплины: история Казахстана, философия, иностранный язык, казахский (русский) язык, информатика, экология и устойчивое развитие, социология, политология, основы экономической теории, основы права, основы безопасности жизнедеятельности, педагогика, психология и развитие человека, самопознание и методика преподавания самопознания, возрастная физиология и школьная гигиена, профессионально-ориентированный иностранный язык, теория и методика воспитательной работы, социальная педагогика.
Профилирующие дисциплины: профессионально-этические основы социальной работы, деятельность органов социальной направленности, социально-педагогическая работа с семьёй, технология социально-педагогической работы, педагогические основы девиантологии, социальная адаптация и реабилитация личности, социальная психология, педагогическая поддержка ребёнка в образовании, социально-психологический тренинг, педагогические основы самовоспитания личности, организация досуга школьников.
Кафедра педагогики - одна из самых старейших кафедр вуза. На кафедре педагогики работали и работают такие учёные, как Н.Ф. Мачнев, В.К. Омарова, Н.Э. Пфейфер, Е.И. Бурдина, Р.Н. Демиденко, А.К. Нургалиева, Б.А. Нурмагамбетова, которые внесли большой вклад в развитие педагогической науки Казахстана. Кафедра имеет прочные научные традиции и эффективно использует свои возможности для дальнейшего развития.
Профессорско-преподавательский состав кафедры продолжает традиции классического образования, внедряя современные информационные технологии и инновационные методы обучения, предполагающие изменение характера теоретических занятий, переход от традиционного способа передачи знаний к активным формам занятий, к системному мышлению и междисциплинарному синтезу.
Развитие кафедры педагогики ПГПИ основывается на концепции классического педагогического образования и на признании единства учебного и научного процессов. Приверженность этим идеалам сыграла ключевую роль в укреплении высокой академической репутации кафедры, сохранении научно-педагогических традиций, а также способствовала инновациям в учебной и научной деятельности, созвучным прогрессивным мировым тенденциям развития педагогического образования.
Педагогическая подготовка, являющаяся фундаментом системы образования в целом, продолжает оставаться самым приоритетным и ключевым направлением деятельности кафедры, которая сохранила за собой роль ведущей кафедры вуза в области подготовки высококвалифицированных педагогических кадров на новом уровне. Для нормативного обеспечения подготовки кадров для 12-летнего образования была разработана внутривузовская Концепция развития системы подготовки педагогических кадров для 12-летней школы.
На кафедре работает научно-методический семинар, основной целью которого является решение задач формирования и развития процесса образования, повышение уровня педагогической квалификации, педагогического профессионализма и эффективности деятельности ППС кафедры; студенческое научное общество.
В целях координации деятельности и повышения квалификации педагогов регулярно проводятся научные конференции, педагогические чтения, научные и практические семинары, педагогические олимпиады, в плане академической мобильности предполагается обмен студентами и преподавателями казахстанских высших учебных заведений - ЕНУ им. Гумилёва, КарГУ им. Е. Букетова и с вузами Чехии.
На базе кафедры педагогики организована Родительская академия. Родительская академия оказывает помощь родителям в решении трудных вопросов воспитания, отвечает на вопрос, как воспитать здоровых, ответственных, успешных детей и при этом сохранить собственное родительское здоровье. Преподаватели кафедры педагогики совместно с преподавателями психолого-педагогического факультета дают квалифицированные советы, возможность поделиться своим опытом, обсудить трудности воспитания и роста ребенка и просто пообщаться друг с другом.
Информация для родителей и школьников, родительский практикум, советы психолога, библиотека для родителей представлена на образовательном сайте ПГПИ ppi.kz, на вкладке «Родительская академия».
Раз в месяц на областном телевидении выходит передача «Родительская академия», где в форме консультаций проводятся беседы для родителей, обсуждаются педагогические ситуации, даются ответы на вопросы, проводятся тренинги.
На кафедре совместно с Департаментом по защите прав детей разработан план мероприятий по профилактике социального сиротства, согласно которому преподаватели и студенты кафедры участвуют в проведении семинаров, тренингов, интернет-конференций в режиме on-line, праздников для детей, оставшихся без попечения родителей, и для приемных родителей. Указанные мероприятия проходят как на базе ПГПИ, в Домах юношества «Жас ұрпақ» и «Жас қанат», так и с выездом в районы области.
На школьных каникулах преподаватели кафедры участвовали в проведении консультаций в режиме on-line для учащихся педклассов.
Основным направлением воспитательной работы является совершенствование работы по формированию социально активной личности студента, обладающей высоким уровнем патриотического сознания, гражданской ответственности.
Кафедра педагогики ориентирована на становление духовного облика наиболее образованных членов общества, способных развивать избранные сферы деятельности.
Кафедра педагогики ПГПИ сотрудничает с Новосибирским государственным педагогическим университетом (центр практической психологии, директор - кандидат медицинских наук Н.И. Айзман); с Омским государственным университетом, с Международной ассоциацией развития образования Праги.
Научно-исследовательская работа
В своей научной работе ППС кафедры предусматривает общеинститутское направление – развитие приоритетных научных исследований в научно-инновационной деятельности (подготовка кадров высшей квалификации, внедрение результатов исследования и новых информационных технологий в учебный процесс, развитие издательской деятельности кафедры: публикации, учебные и методические пособия, учебники, расширение международного сотрудничества).
Научно-исследовательское направление кафедры - «Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущих учителей в условиях кредитной технологии обучения». Содержание и результаты научных исследований преподавателей кафедры направлены на апробацию внедрения данного направления. По научной теме кафедры выработаны пути и условия совершенствования психолого-педагогической подготовки будущих учителей. Преподавателями, магистрами кафедры были определены приоритетные направления в исследовании по вышеуказанной теме.
ППС кафедры планирует публикацию 13 статей в «Педагогическом вестнике Казахстана», 19 статей в журналах, рекомендованных ВАК, трех статей в журналах с импакт-факторм и семи статей в других изданиях по плану проведения конференций. Активное участие ППС кафедры принял в республиканских и международных научно-практических конференциях нашего государства и стран ближнего зарубежья, где преподаватели оформили свои научные открытия и профессиональные наработки в тезисах и публикациях.
Результативность научной работы преподавателей является предметом обсуждения на заседаниях кафедры. Все преподаватели принимают участие в заседаниях научно-методического семинара кафедры, руководят студенческими проблемными группами, осуществляют подготовку студентов (2-3 человека) к выступлению на внутривузовской студенческой конференции. Профессора, доценты, старшие преподаватели кафедры осуществляют руководство написанием дипломных работ, магистерских диссертаций.
|
|