Учебно-методическая работа занимает важнейшее место в деятельности кафедры. Основной целью учебно-методической работы кафедры является успешная реализация образовательных программ кафедры в соответствующей части. Основные аспекты учебно-методической работы кафедры традиционны и направлены на достижение названной цели:
- разработка и коррекция учебно-методической документации кафедры (РУПы, КЭДы, УМКС, УМКД);
- организация и контроль учебного процесса на всех формах обучения;
- разработка содержания теоретической части образовательных программ кафедры, ее коррекция и дальнейшее развитие с учетом актуальных тенденций в системе высшего образования республики, нашедших отражение и в образовательной деятельности вуза;
- осуществление взаимодействия с органами образования по линии учебно-методической деятельности, в частности, коррекции образовательных программ с учетом мнения работодателей, организации и проведении педагогической практики и др.
Ежегодно на кафедре проходит публичное обсуждение структуры и содержания образовательных программ с участием учителей школ города и области и студентов специальностей кафедры. В целом обновляемость содержания образовательных программ, как правило, на новый учебный год составляет порядка 20%.
Особое внимание кафедры уделяется работе по подготовке к прохождению постаккредитационного мониторинга специальностей.
Перед кафедрой стоит важная задача совершенствования своих образовательных программ, и дальнейшая работа в этом направлении предполагает ряд важнейших мероприятий. Среди них:
- разработка и реализация совместных с отечественными и зарубежными вузами ОП;
- гармонизация содержания ОП и сближение с аналогичными ОП;
- постоянная коррекция теоретической части.
По первому направлению кафедрой делаются определенные шаги. Так, подписан договор о сетевом сотрудничестве с филиалом Омского государственного педагогического университета (Тара, РФ), что является совершенно новой формой реализации совместных ОП. В рамках этого договора кафедра выступила в качестве соорганизатора международной научной конференции «Филологические чтения» (май 2016 г.), уже имеются акты внедрения результатов исследований наших ППС в деятельность филиала Омского государственного педагогического университета (Суюнова Г.С., Анрющенко О.К., Токатова Л.Е., Старченко Г.Н., Темиргазина З.К.). Кроме этого, подписаны совместные ОП «5В011800 – Русский язык и литература» и «5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения» с филиалом ОмГПУ в г. Тара, осуществлена академическая мобильность студентов.
Важнейшее направление учебно-методической работы – формирование и пополнение учебно-методических комплексов специальностей и дисциплин. Ежегодно проведится экспертиза качества подготовки УМКД, ЭУМКД, заполняются листы экспертной оценки. С целью обеспечения учебного процесса методической документацией кафедрой формируются и актуализируются формуляры модулей дисциплин, готовятся кейсы по всем дисциплинам кафедры. Обеспеченность УМКД составляет 100% по всем формам обучения.
Регулярно обновляются УМКС специальностей «5В011800 – Русский язык и литература» и «5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения» (методические указания к производственной практике, методические указания к преддипломной практике, к выполнению и написанию дипломных работ, обновлена карта обеспеченности литературы указанных специальностей); УМКД по дисциплинам «Русский язык», «Профессиональный русский язык», «Русский язык специальных целей» и «Практический курс русского языка».
На постоянном контроле находятся вопросы организации учебного процесса по дистанционной технологии. ППС кафедры проводят экспертизу качества ЭУМКД, работают в тьюторском классе по графику сессии ДОТ, обеспечивают сдачу актуализированных кейсов с материалами для интерактивной сдачи рубежного контроля. Обеспечение ЭУМКД по кафедре составляет 100%.
Особое внимание уделяется вопросу организации и прохождении практики в школах города и области. Ответственным за организацию и прохождение педагогической практики на кафедре является доцент Старченко Г.Н. Студенты специальностей «Русский язык и литература» и «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения» проходят педагогическую практику в СОШ № 35 г. Павлодара, в гимназии №3 для одарённых детей г. Павлодара и «Назарбаев Интеллектуальной школе» г. Павлодара, а также в школах по месту жительства (в том случае, если студент имеет из школы ходатайство о прохождении практики с последующим трудоустройством).
Роль педагогической практики состоит в овладении студентами секретами профессионального мастерства, основами организаторской и воспитательной работы; воспитании у студентов устойчивого интереса и любви к профессии учителя.
В период практики студенты должны разработать и провести уроки русского языка и литературы в соответствии с календарно-тематическим планированием и среднесрочным планированием, подготовить учебно-методические и методические материалы к урокам русского языка и литературы, проверять тетради по русскому языку и литературе, заполнять электронные журналы, выполнять обязанности классного руководителя, проводить классные часы и внеклассные мероприятия по установленному графику, научиться работать с ученическим коллективом.
Итоги ВОУД - 2016
студентов специальностей 5В011800 – Русский язык и литература,
5В012200 – Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения
По специальности 5В011800 – Русский язык и литература сдавали 7 студентов, общее количество набранных баллов – 103,1. В разрезе предметов: по педагогике – 22,4 балла, по теории и методике воспитательной работы - 21 балл, по методике преподавания русского языка – 34 балла, по методике преподавания литературы - 38 баллов.
По специальности 5В012200 - Русский язык и литература в школе с нерусским языком обучения средний балл равен 144. В разрезе: по педагогике - 42 балла, по теории и методике воспитательной работы - 30 баллов, по методике преподавания русского языка – 30 баллов, по методике преподавания литературы - 30 баллов. Явка студентов обеих специальностей составила 100%. Неудовлетворительных оценок нет. Оценку «отлично» получил 1 студент специальности «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения», оценку «хорошо» - 4 студента, «удовлетворительно» - 3 студента.
На специальности РЛН наблюдается положительная динамика: в 2015 средний бал равнялся 122 баллу, в 2016 – 144. На специальности РИЛ, напротив, роста динамики не наблюдается: в 2015 – 113 баллов, в 2016 – 103,1 балл. Это объясняется слабыми знаниями 3 студентов, которые получили удовлетворительные оценки, соответствующие их уровню подготовки.