Способность педагога к эмпатии

Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению и, прежде всего, в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально-значимое качество педагога. Как отмечал В.А.Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, но вме-сте с тем и наитруднейшего – с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь поставить себя на место другого в самых разных ситуациях. Глухой к другим людям – остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков».
Инструкция: для выявления уровня способности педагога к эмпатии необходимо ответить на каждое из 36 утверждений:

  1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей»

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  2. Взрослых детей раздражает забота родителей

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  4. Среди всех музыкальных направлений предпочитаю музыку в «современных ритмах»

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжатся годами

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  6. Больному человеку можно помочь даже словом

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  9. Когда в детстве слушал(а) грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  11. Я равнодушен к критике в мой адрес

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  13. Я всегда прощал(а) родителям все, даже если они были не правы

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  16. Родители относятся к своим детям справедливо

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  22. В детстве я приводил(а) домой бездомных кошек и собак

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  23. Все люди необоснованно озлоблены

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  32. Если ребенок плачет, значит, на то есть свои причины

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои сокурсники иногда были задумчивы

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда

  36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему

    не знаю
    нет, никогда
    иногда
    часто
    почти всегда
    да всегда


    


      © Жалмагамбетов М.Б, 2015