Способность педагога к эмпатии
Эмпатия способствует сбалансированности межличностных отношений. Она делает поведение человека социально обусловленным. Развитая эмпатия – ключевой фактор успеха в тех видах деятельности, которые требуют вчувствования в мир партнера по общению и, прежде всего, в обучении и воспитании. Поэтому эмпатия рассматривается как профессионально-значимое качество педагога. Как отмечал В.А.Сухомлинский, «учителю следует начинать с элементарного, но вме-сте с тем и наитруднейшего – с формирования способности ощущать душевное состояние другого человека, уметь поставить себя на место другого в самых разных ситуациях. Глухой к другим людям – остается глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков».
Инструкция: для выявления уровня способности педагога к эмпатии необходимо ответить на каждое из 36 утверждений:
-
Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей»
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Взрослых детей раздражает забота родителей
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Среди всех музыкальных направлений предпочитаю музыку в «современных ритмах»
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжатся годами
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Больному человеку можно помочь даже словом
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Старые люди, как правило, обидчивы без причин
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Когда в детстве слушал(а) грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Я равнодушен к критике в мой адрес
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Я всегда прощал(а) родителям все, даже если они были не правы
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Родители относятся к своим детям справедливо
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
В детстве я приводил(а) домой бездомных кошек и собак
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Все люди необоснованно озлоблены
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Если ребенок плачет, значит, на то есть свои причины
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои сокурсники иногда были задумчивы
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда
-
Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему
не знаю
нет, никогда
иногда
часто
почти всегда
да всегда