Исследование профессиональных предпочтений
В целях профессионального самоопределения, изучения профинтересов и склонностей учащихся чаще всего используется дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Р.А.Климова, который в своей классификации поделил все профессии на пять типов: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Методика ДДО широко используется в практике профориентации.
Для аналогичных целей может быть использован и модифицированный вариант опросника Л.А.Йовайши. Данная методика применяется для оценки склонностей оптантов к различным сферам профессиональной деятельности. По этой методике все профессии можно отнести к следующим шести типам:
1. Сфера искусства – «человек – художественный образ».
2. Сфера технических интересов – «человек – техника».
3. Сфера работы с людьми – «человек – человек».
4. Сфера умственного труда – склонность к умственной деятельности.
5. Сфера физического труда – склонность к подвижной деятельности.
6. Сфера материальных интересов – производство и потребле-ние материальных благ.
Цель методики: изучение склонностей к различным сферам профессиональной деятельности.
Инструкция: Вам предложен перечень положений или вопросов имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов Вы отдаете предпочтение, и зафиксируйте это в бланке для ответов. Если вы полностью согласны с вариантом «а» и не согласны с вариантом «б», то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса или утверждения, и буквой «а» поставьте 3, а в клетку «б» – 0. Если вы не согласны как с вариантом «а», так и с вариантом «б», то выберите из них наиболее предпочтительный для вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл. Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них.
-
Представьте, что вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах:
цвет, совершенство форм;
их внутреннее устройство (как и из чего, они сделаны).
-
Какие черты характера в человеке вам больше всего нравятся:
дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти;
мужество, смелость, выносливость.
-
Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли вы необходимым:
и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей;
создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту.
-
Какое вознаграждение вас больше бы обрадовало:
за общественную деятельность;
на научное изобретение.
-
Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:
слаженность ходьбы, грациозность участников парада;
внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.).
-
Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:
чем-либо практическим (ручным трудом);
общественной работой (на добровольных началах).
-
Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели:
новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии);
новых продовольственных товаров.
-
Если бы в школе было два кружка, какой бы вы выбрали:
музыкальный;
технический.
-
Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили большее внимание:
на сплоченность коллектива;
на создание необходимых удобств.
-
Какие журналы вы бы с большим удовольствием читали:
литературно-художественные;
научно-популярные.
-
Что важнее для человека:
создавать себе благополучный, удобный быт;
жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусств, создавать искусство.
-
Для благополучия общества необходимо:
техника;
правосудие.
-
Какую из двух книг вы бы с большим удовольствием читали:
о развитии науки в нашей стране;
о достижениях спортсменов нашей страны.
-
В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас большую заинтересованность:
о машине нового типа;
о новой научной теории.
-
Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла:
работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер);
работа с машинами.
-
Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее:
подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим, создавать материальные блага;
подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.
-
Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:
то, что они несут людям искусство и красоту;
то, что они выполняют общественно полезную работу.
-
Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение:
физика;
физическая культура.
-
Что принесет обществу больше пользы:
забота о благосостоянии граждан;
изучение поведения людей.
-
Какого характера научную работу вы бы выбрали:
работу с книгами в библиотеке;
работу на свежем воздухе в экспедиции.
-
Представьте, что вы профессор университета. Чему вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:
занятиям по литературе;
опытам по физике, химии.
-
Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы охотнее поехали бы:
как известный спортсмен на международные соревнования;
как известный специалист по внешней торговле с целью покупки товаров для нашей страны.
-
Какие лекции слушали бы вы с большим удовольствием:
о выдающихся художниках;
о выдающихся ученых.
-
Что вас больше привлекает при чтении книг:
яркое изображение смелости и храбрости героев;
прекрасный литературный стиль.
-
Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение:
работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники;
физической культуре или другой работе, связанной с движением.
-
Какими выдающимися учеными вы больше интересуетесь:
Поповым и Циолковским;
Менделеевым и Павловым.
-
Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание:
на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья;
на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего.
-
Что бы вас больше заинтересовало в печати:
сообщение о состоявшейся художественной выставке;
известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.
-
Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:
главного инженера завода;
директора универмага.
-
Как вы считаете, что важнее:
много знать;
создавать материальные блага.