Исследование профессиональных предпочтений

В целях профессионального самоопределения, изучения профинтересов и склонностей учащихся чаще всего используется дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Р.А.Климова, который в своей классификации поделил все профессии на пять типов: «человек – природа», «человек – техника», «человек – человек», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ». Методика ДДО широко используется в практике профориентации.
Для аналогичных целей может быть использован и модифицированный вариант опросника Л.А.Йовайши. Данная методика применяется для оценки склонностей оптантов к различным сферам профессиональной деятельности. По этой методике все профессии можно отнести к следующим шести типам:
1. Сфера искусства – «человек – художественный образ».
2. Сфера технических интересов – «человек – техника».
3. Сфера работы с людьми – «человек – человек».
4. Сфера умственного труда – склонность к умственной деятельности.
5. Сфера физического труда – склонность к подвижной деятельности.
6. Сфера материальных интересов – производство и потребле-ние материальных благ.
Цель методики: изучение склонностей к различным сферам профессиональной деятельности.
Инструкция: Вам предложен перечень положений или вопросов имеющих два варианта ответа. Определите, какому из вариантов Вы отдаете предпочтение, и зафиксируйте это в бланке для ответов. Если вы полностью согласны с вариантом «а» и не согласны с вариантом «б», то в клетку с цифрой, соответствующей номеру вопроса или утверждения, и буквой «а» поставьте 3, а в клетку «б» – 0. Если вы не согласны как с вариантом «а», так и с вариантом «б», то выберите из них наиболее предпочтительный для вас и оцените его в 2 балла, менее предпочтительный вариант оценивается в 1 балл. Отвечайте на вопросы, не пропуская ни одного из них.

  1. Представьте, что вы на выставке. Что вас больше привлекает в экспонатах:

    цвет, совершенство форм;
    их внутреннее устройство (как и из чего, они сделаны).

  2. Какие черты характера в человеке вам больше всего нравятся:

    дружелюбие, чуткость, отсутствие корысти;
    мужество, смелость, выносливость.

  3. Служба быта оказывает людям разные услуги. Считаете ли вы необходимым:

    и впредь развивать эту отрасль, чтобы всесторонне обслуживать людей;
    создавать такую технику, которой можно было бы самим пользоваться в быту.

  4. Какое вознаграждение вас больше бы обрадовало:

    за общественную деятельность;
    на научное изобретение.

  5. Вы смотрите военный или спортивный парад. Что больше привлекает ваше внимание:

    слаженность ходьбы, грациозность участников парада;
    внешнее оформление колонн (знамена, одежда и пр.).

  6. Представьте, что у вас много свободного времени. Чем бы вы охотнее занялись:

    чем-либо практическим (ручным трудом);
    общественной работой (на добровольных началах).

  7. Какую выставку вы бы с большим удовольствием посмотрели:

    новинок научной аппаратуры (в области физики, химии, биологии);
    новых продовольственных товаров.

  8. Если бы в школе было два кружка, какой бы вы выбрали:

    музыкальный;
    технический.

  9. Если бы вам предоставили пост директора школы, на что бы вы обратили большее внимание:

    на сплоченность коллектива;
    на создание необходимых удобств.

  10. Какие журналы вы бы с большим удовольствием читали:

    литературно-художественные;
    научно-популярные.

  11. Что важнее для человека:

    создавать себе благополучный, удобный быт;
    жить без некоторых удобств, но иметь возможность пользоваться сокровищницей искусств, создавать искусство.

  12. Для благополучия общества необходимо:

    техника;
    правосудие.

  13. Какую из двух книг вы бы с большим удовольствием читали:

    о развитии науки в нашей стране;
    о достижениях спортсменов нашей страны.

  14. В газете две статьи разного содержания. Какая из них вызвала бы у вас большую заинтересованность:

    о машине нового типа;
    о новой научной теории.

  15. Какая из двух работ на свежем воздухе вас больше бы привлекла:

    работа, связанная с постоянными передвижениями (агроном, лесничий, дорожный мастер);
    работа с машинами.

  16. Какая, на ваш взгляд, задача школы важнее:

    подготовить учащихся к работе с людьми, чтобы они могли помогать другим, создавать материальные блага;
    подготовить учащихся к практической деятельности, к умению создавать материальные блага.

  17. Что, на ваш взгляд, следует больше ценить у участников самодеятельности:

    то, что они несут людям искусство и красоту;
    то, что они выполняют общественно полезную работу.

  18. Какая, на ваш взгляд, область деятельности человека в дальнейшем будет иметь доминирующее значение:

    физика;
    физическая культура.

  19. Что принесет обществу больше пользы:

    забота о благосостоянии граждан;
    изучение поведения людей.

  20. Какого характера научную работу вы бы выбрали:

    работу с книгами в библиотеке;
    работу на свежем воздухе в экспедиции.

  21. Представьте, что вы профессор университета. Чему вы отдали бы предпочтение в свободное от работы время:

    занятиям по литературе;
    опытам по физике, химии.

  22. Вам представляется возможность совершить путешествие в разные страны. В качестве кого вы охотнее поехали бы:

    как известный спортсмен на международные соревнования;
    как известный специалист по внешней торговле с целью покупки товаров для нашей страны.

  23. Какие лекции слушали бы вы с большим удовольствием:

    о выдающихся художниках;
    о выдающихся ученых.

  24. Что вас больше привлекает при чтении книг:

    яркое изображение смелости и храбрости героев;
    прекрасный литературный стиль.

  25. Вам представляется возможность выбора профессии. Какой из них вы бы отдали предпочтение:

    работе малоподвижной, но связанной с созданием новой техники;
    физической культуре или другой работе, связанной с движением.

  26. Какими выдающимися учеными вы больше интересуетесь:

    Поповым и Циолковским;
    Менделеевым и Павловым.

  27. Как вам кажется, на что следовало бы в школе обратить большее внимание:

    на спорт, так как это нужно для укрепления здоровья;
    на успеваемость учащихся, так как это необходимо для их будущего.

  28. Что бы вас больше заинтересовало в печати:

    сообщение о состоявшейся художественной выставке;
    известие о прошедшем митинге в защиту прав человека.

  29. Если бы вам представилась возможность занять определенный пост, какой бы вы выбрали:

    главного инженера завода;
    директора универмага.

  30. Как вы считаете, что важнее:

    много знать;
    создавать материальные блага.


    


      © Жалмагамбетов М.Б, 2015