1. Общие положения
1. Настоящие Правила кредитной системы обучения (далее – Правила) разработаны в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об образовании» от 7 июня 1999 года.
2. Для согласованности и сопоставимости образовательных систем в едином международном образовательном пространстве в Республике Казахстан вводятся следующие ступени высшего и послевузовского профессионального образования:
1) бакалавриат (высшее базовое профессиональное образование) – 4 года; реализуется в двух последовательных ступенях: нижняя ступень (ассоциированная степень) – 2 года и верхняя ступень – 2 года;
2) магистратура (вторая ступень высшего профессионального образования) реализуется в двух траекториях: профессиональная – три семестра в течение одного учебного года и научная – 2 года;
3) докторская программа – это послевузовское профессиональное образование реализуется в двух траекториях: после профессиональной магистратуры – 3 года и после научной магистратуры – 2 года.
3. В целях международного признания национальных образовательных программ, обеспечения мобильности обучающихся и профессорско-преподавательского состава организаций образования, а также повышения качества образования и обеспечения преемственности всех уровней и ступеней высшего и послевузовского профессионального образования трехуровневая структура подготовки специалистов в Республике Казахстан: «бакалавр» – «магистр» – «доктор» ведется по единой кредитной системе обучения.
4. Кредитная система обучения является нелинейной системой обучения. Нелинейная система обучения – способ организации учебного процесса, устанавливающий, что обучающиеся имеют возможность индивидуально планировать последовательность образовательного процесса.
Линейная система обучения предполагает, что обучающиеся изучают дисциплины образовательной профессиональной программы строго последовательно в установленном объеме в определенные сроки в соответствии с логикой обучения.
5. При кредитной системе обучения учет трудоемкости учебной работы осуществляется по объему преподаваемого материала, то есть в кредитах. При этом объем каждой дисциплины определяется индивидуально, исчисление дисциплины в единицах кредитах осуществляется на основе государственных общеобязательных стандартов образования и основанных на них типовых учебных планов.
2. Глоссарий
6. В Настоящих Правилах используются следующие основные понятия и определения:
1) академический календарь (Academic Calendar) – календарь проведения учебных и контрольных мероприятий в течение учебного года с указанием дней отдыха (каникул и праздников);
2) академический период (Term) – период теоретического обучения выбираемый высшим учебным заведением в одной из трех форм: семестр продолжительностью 15 недель, триместр продолжительностью 10 недель, квартал продолжительностью 8 недель;
3) академический рейтинг обучающегося (Rating) – количественный показатель уровня овладения обучающимся программного материала, составляемый по результатам промежуточной аттестации (итогового контроля);
4) академическая степень (Degree) – степень освоения обучающимися соответствующих образовательных программ высшего профессионального образования, присуждаемая им высшим учебным заведением по результатам итоговой государственной аттестации;
5) академический час равен 1 контактному часу (50 минутам) лекционных, практических (семинарских) занятий, или 1,5 контактных часов (75 минутам) студийных занятий, или 2 контактным часам (100 минутам) лабораторных занятий и занятий физического воспитания, или 5 контактным часам (250 минутам) любых видов практики;
6) академическая справка (Transcript) – документ, установленной формы, содержащий перечень пройденных дисциплин за соответствующий период обучения с указанием кредитов и оценок;
7) активные раздаточные материалы (АРМ) (Hand-outs) – активные наглядные иллюстрационные материалы, раздаваемые в процессе занятия для мотивации обучающегося к творческому успешному усвоению темы (тезисы лекции, ссылки, примеры, глоссарий, задания на самостоятельную работу);
8) ассистент, доцент, профессор (Assistant Professor, Associate Professor, Professor) – должности профессорско-преподавательского состава в высших учебных заведениях;
9) бакалавр, магистр, доктор (Bachallor, Master, Doctor) – академические степени, присуждаемые лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования;
10) двухдипломное образование – возможность параллельного обучения по двум учебным планам с целью получения: двух равноценных дипломов (Double Major) или одного основного и второго дополнительного дипломов (Major-Minor);
11) заочная форма обучения (Part-time Education) – форма обучения, при которой обучающийся берет меньше установленного количества кредитов в семестре, и реализуется путем комбинирования посещения учебных занятий, пересылки учебных материалов и дистанционного обучения;
12) запись на учебную дисциплину (Enrollment) – процедура предварительной записи обучающихся на учебные дисциплины в установленном порядке;
13) итоговая государственная аттестация обучающихся (Qualification Examination) – процедура, проводимая с целью определения степени усвоения ими государственного общеобязательного стандарта соответствующего уровня образования, по результатам которой выдается документ об образовании (диплом);
14) итоговый контроль (Final Examination) – проверка учебных достижений обучающихся, проводимая после завершения изучения учебной дисциплины, в период промежуточной аттестации по завершению академического периода; формой проведения итогового контроля является экзамен: устный, письменный, тестирование;
15) кредитная система обучения – образовательная система, направленная на повышение уровня самообразования и творческого освоения знаний на основе индивидуализации, выборности образовательной траектории в рамках регламентации учебного процесса и учета объема знаний в виде кредитов.
16) кредит (Credit, Credit-hour) – унифицированная единица измерения объема учебной работы обучающегося/преподавателя. Один кредит равен 1 академическому часу аудиторной работы обучающегося в неделю на протяжении академического периода. Каждый академический час лекционных, практических (семинарских) и студийных занятий обязательно сопровождается 2 контактными часами (100 минут) самостоятельной работы студента (СРС) в бакалавриате, 4 контактными часами (200 минут) самостоятельной работы магистранта (СРМ) в магистратуре.
17) компонент по выбору (Electives) – элективные учебные дисциплины, изучаемые обучающимися по выбору в любом академическом периоде;
18) контроль учебных достижений обучающихся – проверка образовательных достижений обучающихся по конкретной дисциплине на основе контрольных заданий различного вида (письменных работ, тестов, практических работ, портфолио, устных опросов и др.); он подразделяется на текущий контроль, рубежный контроль и итоговый контроль.
19) описание дисциплины (Course Description) – краткое описание дисциплины;
20) офис Регистратора (Office of Registrar) – служба, занимающаяся регистрацией всей истории учебных достижений обучающегося;
21) общеобразовательные дисциплины – ООД (General Education Requirament – GER) – циклы социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин;
22) обязательный компонент (Core Subjects) – дисциплины, изучаемые студентами в обязательном порядке по программе обучения;
23) очная форма обучения (Full Time Education) – форма обучения, при которой обучающийся обязан посещать все учебные занятия, предусмотренные учебным планом;
24) период повышения преподавательской квалификации (Subbatical Term ) – прохождение преподавателем в обязательном порядке повышения своей квалификации на протяжении одного академического периода в ведущих высших учебных заведениях мира не реже, чем один раз в пять лет;
25) пререквизиты, постреквизиты (Prerequisite, Postrequisite) – дисциплины, обязательные для освоения, соответственно, до и после изучения данной дисциплины;
26) программа дисциплины для преподавателя – программа по каждой дисциплине, которая включает в себя: описание изучаемого курса; краткое содержание курса; цели и задачи курса; темы и продолжительность каждого занятия; задания на СРО; время консультации; требования преподавателя; критерий оценки; расписание промежуточных тестов и экзаменов; список литературы;
27) программа дисциплины для студента (Syllabus) – программа обучения по каждой дисциплине, которая включает в себя темы и продолжительность каждого занятия;
28) проходной балл (Grade Point Average - GPA) – средневзвешенная оценка уровня учебных достижений обучающегося по выбранной программе (отношение суммы произведений кредитов на цифровой эквивалент баллов оценки итогового контроля по дисциплине к общему количеству кредитов за текущий период обучения).
29) рубежный контроль успеваемости (Midterm Examination) – периодическая проверка учебных достижений обучающихся, проводимая согласно утвержденному академическому календарю преподавателем, ведущим учебные занятия;
30) самостоятельная работа обучающегося (СРО) – работа по определенному перечню тем, отведенных на самостоятельное изучение, обеспеченных учебно-методической литературой и рекомендациями, контролируемые в виде тестов, контрольных работ, коллоквиумов, рефератов, сочинений и отчетов; в зависимости от категории обучающихся она подразделяется на СРС – самостоятельная работа студента, СРМ – самостоятельная работа магистранта и СРД – самостоятельная работа докторанта;
31) самостоятельная работа обучающегося под руководством преподавателя (СРОП) (Office Hours) – внеаудиторная работа обучающегося под руководством преподавателя, указанная в расписании; в зависимости от категории обучающихся она подразделяется на: СРСП – самостоятельная работа студента под руководством преподавателя и СРМП – самостоятельная работа магистранта под руководством преподавателя;
32) тьютор (Tutor) – преподаватель, ведущий учебные занятия;
33) текущий контроль успеваемости – систематическая проверка учебных достижений обучающихся по каждой теме и/или разделу учебной дисциплины, проводимая преподавателем, ведущим учебные занятия;
34) учебные достижения обучающихся – знания, умения, навыки и компетенции обучающихся, приобретаемые ими в процессе обучения и отражающие достигнутый уровень развития личности;
35) учебный план (Curriculum) – основной документ, регламентирующий перечень и объем учебных дисциплин соответствующего уровня образования, порядок их изучения;
36) эдвайзер (Advisor) – преподаватель выпускающей кафедры, обеспечивающий функции наставника обучающегося по соответствующей специальности, оказывающий содействие в выборе траектории обучения (формировании ИУП) и освоении образовательной программы в период обучения.
3. Образовательные профессиональные программы и учебные планы
7. Содержание образовательных профессиональных программ высшего и послевузовского профессионального образования устанавливается соответствующими государственными общеобязательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования и реализуется через учебные планы и программы.
8. Учебные планы разрабатываются в трех формах:
1) типовые учебные планы (ТУП), определяющие содержание и трудоемкость изучения учебных дисциплин с перечнем краткого их описания в приложении;
2) рабочие учебные планы (РУП), служащие основой для расчета трудоемкости учебной работы преподавателей;
3) индивидуальные учебные планы (ИУП), определяющие образовательную траекторию каждого обучающегося отдельно.
Во всех формах учебных планов используется единая система кодировки дисциплин, предусматривающая присвоение каждой учебной дисциплине учебного плана соответствующего кода в символах буквенного и цифрового выражения.
9. Трудоемкость учебной работы во всех учебных планах устанавливается в кредитах. Пересчет трудоемкости из почасовой в кредиты осуществляется согласно Рекомендациям по организации учебного процесса и оценке знаний по кредитной системе обучения, утвержденной приказом центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области образования.
10. Типовые учебные планы являются базовыми, не меняются в течение пяти лет и устанавливают распределение кредитов по обязательному компоненту в разрезе каждой учебной дисциплины. По компоненту по выбору указывается общее количество кредитов.
Типовые учебные планы разрабатываются и утверждаются учебно-методическими объединениями.
11. Рабочие учебные планы (РУП) являются основой для расчета трудоемкости учебной работы преподавателей, составляются деканатами (директоратами) в соответствии с типовыми учебными планами и утверждаются ректором (проректором по учебной работе) на основании решения Ученого совета высшего учебного заведения.
Эти планы служат основой для расчета штата профессорско-преподавательского состава.
12. Рабочие учебные планы должны включать три группы дисциплин по степени обязательности и последовательности усвоения содержания образовательной программы:
1) группа A – дисциплины, изучаемые обязательно и строго последовательно во времени;
2) группа B – дисциплины, изучаемые обязательно, но, возможно, не последовательно;
3) группа C – дисциплины, которые студенты изучают по выбору в любой академический период.
13. Объем учебной дисциплины должен составлять целое число кредитов. При этом, в бакалавриате, как правило, дисциплина оценивается объемом, равным 3 кредитам; как исключение оценивание дисциплины возможно в 1,2,4 или 5 кредитов. Каждая дисциплина в течение одного академического периода носит одно неповторяющееся название.
14. Индивидуальные учебные планы (ИУП), определяющие образовательную траекторию каждого обучающегося отдельно, формируются по установленной форме на каждый учебный год лично обучающимся с помощью эдвайзера. Эти планы утверждаются деканом факультета (директором института) в двух экземплярах: один - хранится в деканате (директорате) и служит основой для осуществления контроля за выполнением обучающимся учебного плана, второй – вручается обучающемуся.
15. Высшее учебное заведение обеспечивает учебный процесс в полном объеме всеми необходимыми информационными источниками: учебниками, учебными пособиями, методическими пособиями и разработками по учебным дисциплинам, активными раздаточными материалами (Hand-outs) и указаниями по самостоятельной работе, электронными учебниками, доступом к сетевым образовательным ресурсам. Учебно-методический комплекс по дисциплине формируется отдельно для преподавателя и для обучающегося. Кроме того, каждый обучающийся обеспечивается справочником-путеводителем на весь период обучения.
Наряду с этим высшее учебное заведение обеспечивает учебный процесс всеми необходимыми атрибутами линейной системы организации учебного процесса (помещение, научные и учебные лаборатории, расходные материалы, базы практик, общежитие, столовая, медпункт и др.).
4. Организация учебного процесса с использованием кредитной системы обучения
16. Главными задачами организации учебного процесса с использованием кредитной системы являются:
1) унификация объема знаний;
2) создание условий для максимальной индивидуализации обучения;
3) усиление роли и эффективности самостоятельной работы обучающихся.
17. Характерными чертами кредитной системы обучения являются:
1) введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине;
2) свобода выбора обучающимися дисциплин из числа дисциплин по выбору, включенных в рабочий учебный план при формировании индивидуального учебного плана;
3) свобода выбора обучающимися преподавателя, при условии достаточного количества профессорско-преподавательского состава в вузе или данном населенном пункте;
4) непосредственное участие обучающегося в формировании своего индивидуального учебного плана;
5) вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории;
6) широкие полномочия факультета (учебного института) в организации учебного процесса, в определении и учете видов педагогической нагрузки преподавателей;
7) обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами в печатной и электронной формах;
8) использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений обучающихся по каждой учебной дисциплине.
18. Организация учебного процесса в рамках одного учебного года осуществляется на основе академического календаря, который утверждается ректором высшего учебного заведения.
19. Учебный год, как правило, состоит из 32 недель, из которых 30 – теоретическое обучение, 2 – итоговый контроль. Вуз самостоятельно определяет деление учебного года на академические периоды, продолжительность практик и каникул. При этом для студентов очной формы обучения каникулы устанавливаются не менее двух раз в году общей продолжительностью 10-17 недель.
Начало учебного года – 1 сентября.
20. Допускается введение летнего семестра продолжительностью до 12 недель для удовлетворения потребностей ускоренного, дополнительного обучения и ликвидации разницы в учебных программах.
21. Академическим периодом является, как правило, семестр.
Если высшее учебное заведение в качестве академического периода выбирает триместр или квартал, то общее количество кредитов образовательной программы соответствующего уровня пропорционально увеличивается.
22. В высших учебных заведениях учебный процесс с использованием кредитной системы обучения организуется в следующих формах:
1) аудиторные занятия: лекции, практические занятия (семинары, коллоквиумы), лабораторные занятия, студийные занятия;
2) внеаудиторные занятия: самостоятельная работа обучающегося, в том числе под руководством преподавателя (СРСП, СРМП), индивидуальные консультации, ИНТЕРНЕТ-сессии, видеоконференции, телемосты;
3) проведение учебных и профессиональных практик, научно-исследовательских работ, подготовка дипломной работы (проекта), магистерской и докторской диссертации;
4) контроль учебных достижений обучающихся: текущий и рубежный контроль (опрос на занятиях, тестирование по темам учебной дисциплины, контрольные работы, защита лабораторных работ, курсовых работ, коллоквиумы и др.), промежуточная аттестация/итоговый контроль (тестирование по разделам учебной дисциплины, экзамен, защита отчетов по практикам), итоговая государственная аттестация (защита дипломной работы (проекта), магистерской и докторской диссертации, государственный междисциплинарный экзамен);
23. Обучающийся строит свою образовательную программу под руководством эдвайзера.
24. На основании индивидуальных учебных планов обучающихся факультеты (институты) составляют расчет часов педагогической нагрузки и расписание учебных занятий на следующий учебный год.
Расписание учебных занятий утверждается проректором по учебной работе не позднее, чем за пять дней до начала академического периода.
25. Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя (СРСП) и самостоятельной работы магистранта под руководством преподавателя (СРМП) – (Office Hours) вводится в расписание с указанием часов. Объем часов СРСП и СРМП не должен быть меньше суммарного объема контактных часов лекций, практических занятий, семинаров и студийных занятий, отведенных на каждую дисциплину. Остальные часы самостоятельной работы должны быть подтверждены заданиями тьютора, требующими от обучающегося ежедневной самостоятельной работы.
26. При кредитной системе обучения предусматриваются следующие должности профессорско-преподавательского состава: профессор, доцент, ассистент. Все должности ППС могут выступать в роли тьютора, а также привлекаться офисом Регистратора для оценки знаний.
27. Лекции играют организующую и направляющую роль в учебном процессе, они должны развивать у студентов способность и потребность к самостоятельной углубленной работе.
Лекционные занятия ведут, как правило, лица, имеющие ученую степень доктора наук или ученое звание профессора, избранные в данном высшем учебном заведении по конкурсу. Высшие учебные заведения могут привлекать к чтению лекций доцентов и/или опытных практических и научных работников, прошедших установленную процедуру.
28. Семинары, практические занятия и лабораторные работы ведут доценты и ассистенты.
29. Для всех видов аудиторных занятий академический час устанавливается продолжительностью 50 минут.
30. Все виды учебных занятий должны проводиться в активных творческих формах (кейс-стади, тренинги, диспуты, круглые столы, семинары и др.).
31. Академические потоки и/или группы формируются по принципу достаточного количества обучающихся, записавшихся на данную дисциплину.
32. Запись обучающихся на изучение дисциплин (Enrollment) организуется Офисом Регистратора. При этом для проведения организационно-методических и консультационных работ привлекаются деканаты (директораты), эдвайзеры, работники библиотеки.
33. Учебные достижений (знания, умения, навыки и компетенции) обучающихся оцениваются по десятибалльной буквенной системе (положительные оценки, по мере убывания, от A до D, «неудовлетворительно» - F), соответствующей оценкам четырехбалльной системы, согласно Рекомендациям по организации учебного процесса и оценке знаний по кредитной системе обучения, утвержденной приказом центрального исполнительного органа Республики Казахстан в области образования.
34. Порядок проведения текущего, рубежного контроля и итогового контроля (промежуточной аттестации) обучающихся устанавливается высшим учебным заведением самостоятельно.
35. В целях повышения эффективности, объективности и качества всей образовательной технологии процессы обучения и оценки знаний разделяются.
36. Для организации системы контроля качества знаний обучающихся в высшем учебном заведении создается офис Регистратора, который подчиняется проректору по учебной работе.
37. Все виды текущего и рубежного контроля и соответствующей оценки знаний обучающихся проводит обучающий преподаватель (тьютор). Данная оценка составляет не более 40% итоговой оценки знаний по данной учебной дисциплине.
38. Промежуточная аттестация обучающихся проводится офисом Регистратора. Оценка Регистратора составляет не менее 60% итоговой оценки знаний по данной учебной дисциплине.
39. Кредитная система обучения является накопительной, что означает нарастающий учет ранее набранных кредитов по всем уровням и ступеням высшего и послевузовского профессионального образования.
Полученная положительная оценка по итоговому контролю учебных достижений обучающегося служит основанием для дополнения набранных кредитов установленным количеством кредитов по соответствующей дисциплине.
40. Положительная оценка заносится экзаменатором в экзаменационную ведомость и зачетную книжку установленной формы с указанием набранных кредитов. Неудовлетворительная оценка заносится только в экзаменационную ведомость.
Экзаменационная ведомость передается в офис Регистратора, который занимается учетом и накоплением количества кредитов по всем обучающимся на протяжении всего периода обучения. Копия экзаменационной ведомости передается в деканат (директорат) высшего учебного заведения.
41. Повторное прохождение обучающимся текущего/рубежного контроля и промежуточной аттестации в случае получения неудовлетворительной оценки не допускается, за исключением уважительных случаев.
42. По результатам промежуточной аттестации (итогового контроля) офис Регистратора составляет академический рейтинг обучающихся. Академический рейтинг обучающихся служит основанием для получения различных академических льгот и преимуществ (повышенная стипендия, снижение размера оплаты за обучение, бесплатное обучение и др.), устанавливаемых решением ученого совета высшего учебного заведения.
43. Для перевода обучающегося с курса на курс, а также выдачи диплома с отличием высшее учебное заведение устанавливает проходной балл (GPA).
44. Обучающийся, получивший по итоговой форме контроля оценку «неудовлетворительно», имеет право повторно прослушать и сдать данную дисциплину в течение последующих академических периодов на платной основе.
В случае, если обучающийся по государственному образовательному заказу не набрал необходимое количество кредитов, предусмотренное рабочим учебным планом, он имеет право на повторное изучение соответствующих дисциплин на платной основе.
45. Под академической задолженностью понимается задолженность обучающегося по итоговому контролю знаний по учебной дисциплине, образовавшаяся в результате неудовлетворительной оценки по экзамену или неявки на экзамен. Обучающийся, в таком случае, не набирает необходимое для завершения текущего академического периода количества кредитов.
46. Если GPA обучающегося ниже установленного размера, он остается на повторный курс обучения. В этом случае обучающийся либо довыполняет ранее принятый индивидуальный учебный план, либо может сформировать новый индивидуальный учебный план в установленном порядке.
47. Пересдача экзамена с положительной оценки с целью ее повышения за весь период обучения, либо с целью получения диплома с отличием не разрешается.
48. Итоговая государственная аттестации проводится на основе Правил итоговой аттестации обучающихся в организациях образования, дающих высшее и послевузовское профессиональное образование, утвержденных центральным исполнительным органом в области образования.
5. Отчисления, восстановления и переводы обучающихся
49. В случае нежелания продолжить свое обучение обучающийся имеет право отчислиться по собственному желанию.
50. К обучающемуся за нарушение предусмотренных Уставом вуза обязанностей, Правил внутреннего распорядка администрация высшего учебного заведения вправе применять меры дисциплинарного воздействия вплоть до отчисления.
51. Отчисление обучающегося оформляется приказом ректора высшего учебного заведения.
52. Обучающемуся, отчисленному из высшего учебного заведения, выдается академическая справка (Transcript) установленной формы.
53. При кредитной системе обучения обучающиеся, имеющие академическую задолженность, не подлежат отчислению.
54. Обучающийся, отчисленный из высшего учебного заведения в соответствии с пунктами 49, 50 настоящих Правил, имеет право на восстановление в любое высшее учебное заведение в следующем учебном году.
Обучающийся может восстановиться на продолжение обучения только на платное отделение с полным возмещением затрат на обучение в период зимних или летних каникул со сдачей разницы в рабочих учебных планах.
55. Обучающийся, отчисленный с первого курса, имеет право на восстановление только в том случае, если им освоены учебные дисциплины первого академического периода.
56. Обучающийся восстанавливается на тот курс, с которого был отчислен.
57. Процедура восстановления осуществляется следующим образом:
1) обучающийся подает заявление о восстановлении на имя ректора высшего учебного заведения, в котором он желает продолжить свое обучение. К заявлению прилагается академическая справка установленной формы о пройденных учебных дисциплинах;
2) декан факультета (директор института) на основании представленной академической справки определяет курс обучения, разницу в учебных планах;
3) на основании визы декана факультета (директора института) офис Регистратора устанавливает срок сдачи указанной разницы;
4) в соответствии с визами декана факультета (директора института), Регистратора, проректора по учебной работе ректор высшего учебного заведения издает приказ о восстановлении обучающегося.
58. Срок сдачи разницы в учебных планах имеет продолжительность, как правило, в один академический период, в течение которого обучающийся должен записаться на дисциплины разницы, освоить их программы и сдать форму итогового контроля.
59. В случае, если обучающийся не сдал разницу в учебных планах в установленный срок, то данная разница фиксируется как академическая задолженность и учитывается нулем при определении его GPA и переводе с курса на курс.
60. Обучающиеся имеют право перевода с одного высшего учебного заведения в другое, с одной формы обучения на другую, с одной специальности на другую, а также перевод с платного отделения на государственный образовательный заказ и с образовательного кредита на образовательный грант в период летних или зимних каникул со сдачей разницы в рабочих учебных планах.
61. Обучающийся первого курса имеет право перевода только в том случае, если им освоены учебные дисциплины первого академического периода.
62. Процедура перевода обучающегося с одного высшего учебного заведения в другое осуществляется следующим образом:
1) обучающийся подает заявление о переводе на имя ректора высшего учебного заведения, в который желает перевестись; к заявлению прилагаются копия зачетной книжки, заверенная деканом соответствующего факультета (директором института) и, при наличии, копия свидетельства обладателя государственного образовательного гранта или государственного образовательного кредита;
2) декан факультета (директор института) определяет курс обучения и разницу в учебных планах;
3) на основании визы декана факультета (директора института) офис Регистратора устанавливает срок сдачи указанной разницы;
4) в соответствии с визами декана факультета (директора института), Регистратора, проректора по учебной работе ректор высшего учебного заведения издает приказ о переводе обучающегося;
5) в трехдневный срок направляется запрос на личное дело обучающегося в высшее учебное заведение, в котором ранее он обучался;
6) ректор высшего учебного заведения, в котором ранее обучался обучающийся, несет персональную ответственность за отправку личного дела по почте в течение трех дней после получения запроса из другого высшего учебного заведения.
63. При переводе обучающегося на основании государственного образовательного гранта из одного высшего учебного заведения в другое размер государственного образовательного заказа и объема финансирования по ним подлежит соответствующей корректировке.
При переводе обучающегося на основании государственного образовательного кредита из одного высшего учебного заведения в другое размер государственного образовательного заказа и объема финансирования по ним подлежит соответствующей корректировке с внесением изменений в трехстороннее соглашение.
64. С целью корректировки объема финансирования высших учебных заведений при переводе обучающихся на основе государственного образовательного заказа из одного высшего учебного заведения в другое в соответствии с пунктом 63, ректор принявшей стороны должен представить в центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области образования копию приказа о переводе вместе с копией свидетельства обладателя государственного образовательного гранта или государственного образовательного кредита.
65. Перевод обучающегося с одной формы обучения на другую и с одной специальности на другую внутри одного высшего учебного заведения осуществляется на платной основе согласно следующей процедуре:
1) обучающийся подает заявление о переводе на имя ректора высшего учебного заведения; к заявлению прилагается копия зачетной книжки, заверенная деканом соответствующего факультета (директором института);
2) декан факультета (директор института) определяет курс обучения и разницу в учебных планах;
3) на основании визы декана факультета (директора института) офис Регистратора устанавливает срок сдачи указанной разницы; при переводе с очной формы обучения на заочную форму срок сдачи указанной разницы может быть установлен более одного академического периода, либо обучающемуся может быть предоставлено право сдать указанную разницу с обучающимися очной формы обучения;
4) в соответствии с визами декана факультета (директора института), Регистратора, проректора по учебной работе ректор высшего учебного заведения издает приказ о переводе обучающегося с одной формы обучения на другую или с одной специальности на другую.
66. Обучающийся по государственному образовательному кредиту имеет право перевода на вакантное место государственного образовательного гранта по соответствующей специальности на конкурсной основе. При этом за весь предыдущий период обучения он должен иметь оценки от «A» до «B-».
Обучающийся платного отделения имеет право перевода на вакантное место государственного образовательного кредита по соответствующей специальности на конкурсной основе.
67. При переводе обучающихся в соответствии с пунктом 66 высшее учебное заведение представляет в установленном порядке в центральный исполнительный орган Республики Казахстан в области образования копию приказа о переводе и свидетельства обладателей государственного образовательного кредита.
6. Права и обязанности обучающихся
68. Обучающиеся обязаны ознакомиться с правилами организации учебного процесса по кредитной системе обучения.
69. При составлении своего индивидуального плана обучающийся должен строго следовать настоящим Правилам, а также:
1) учесть в своем плане все дисциплин группы А и B;
2) записаться не менее, чем на установленное количество кредитов в учебном году для освоения образовательной программы соответствующего уровня, за исключением случаев, указанных в пункте 70 настоящих Правил;
3) соблюдать установленные сроки регистрации на учебные дисциплины и внесения изменений в ИУП;
4) строго соблюдать Устав высшего учебного заведения, Правила внутреннего распорядка, свои обязанности.
70. Отдельные категории обучающихся: инвалиды, возрастные обучающиеся, обучающиеся по контракту, обучающиеся, имеющиеся детей в возрасте до 3-х лет, имеют право сформировать свой индивидуальный план заочной формы обучения с меньшим количеством кредитов, чем установлено для освоения образовательной программы очной формы обучения соответствующего уровня. При этом у них увеличивается срок обучения.
71. Обучающиеся осваивают учебные дисциплины в строгом соответствии с утвержденными индивидуальными учебными планами.
72. Обучающийся имеет право записаться на большее количество кредитов в учебном году, чем установлено для освоения образовательной программы соответствующего уровня. В этом случае, при успешном выполнении индивидуального учебного плана, срок обучения может сокращаться.
73. Обучающийся имеет право изучить отдельные учебные дисциплины в других высших учебных заведениях.
В таком случае ректор определяет верхний предел количества кредитов для изучения в другом высшем учебном заведении. После сдачи итогового контроля по дисциплине обучающийся представляет в деканат (директорат) своего высшего учебного заведения экзаменационную ведомость с указанием оценки по экзамену и числа набранных кредитов.
7. Обучение в бакалавриате
74. Образовательная профессиональная программа бакалавриата реализуется в течение 4-х лет обучения и включает, как правило, не менее 40 учебных дисциплин.
Нижняя ступень бакалавриата реализуется в течение двух лет обучения и включает, как правило, не менее 68 кредитов.
По завершении нижней ступени студент проходит государственный промежуточный контроль, после успешного прохождения которого переводится на верхнюю ступень. В случае, если он не набрал установленный проходной балл (GPA) по итогам государственного промежуточного контроля, то ему присваивается ассоциированная степень бакалавра и выдается сертификат соответствующего образца.
75. Для поступления в бакалавриат необходимо успешно сдать Единый национальный тест, включающий Казахский/русский язык, История Казахстан, Математика, Английский язык.
76. Обязательным условием завершения обучения в бакалавриате является набор студентом не менее 128 кредитов теоретического обучения, из которых 42-60 кредитов по обязательному компоненту и 68-86 кредитов по компоненту по выбору. При этом 6-8 кредитов отводится на обязательное изучение английского языка.
77. Общеобразовательные дисциплины (ООД) – циклы социально-гуманитарных и естественно-научных дисциплин) составляют 35-45 кредитов.
Из них 7 дисциплин являются обязательными - История Казахстана, Философия, Казахский (русский) язык, Иностранный язык, Математика, Информатика.
Физическая культура реализуется в рамках дополнительных видов обучения и не включается в общий объем кредитов.
78. Дополнительные элективные дисциплины ООД выбираются студентом самостоятельно в зависимости от специальности.
79. Все виды практик и другие виды обучения реализуются в рамках дополнительных образовательных программ и не включаются в общий объем кредитов.
80. В течение одного семестра студент очной формы обучения должен набрать 12-18 кредитов.
81. Студент, выполнивший все требования государственного общеобязательного стандарта образования и набравший за весь период обучения установленное количество кредитов по компонентам обязательному и по выбору, допускается к итоговой государственной аттестации.
82. Итоговая государственная аттестация в бакалавриате проводится в форме защиты дипломной работы и/или сдачи государственных экзаменов.
На написание дипломной работы отводится 2-4 кредита.
83. По результатам итоговой государственной аттестации решается вопрос о выдаче студенту документа о получении высшего профессионального образования (диплома) и присуждения академической степени бакалавра.
84. Выпускнику высшего учебного заведения, сдавшему все экзамены с оценками «A» и «A-» «B+», «B» и «B-», набравшему в итоге проходной балл (GPA) не ниже 3,25, а также защитившему выпускную работу и/или сдавшему государственные экзамены с оценкой «A» или «A-», выдается диплом с отличием.
К диплому выписывается академическая справка (Transcript), которая содержит перечень изученных дисциплин с оценками и числом кредитов согласно учебному плану.
8. Обучение в магистратуре
85. Магистратура подразделяется на два вида:
1) профессиональная магистратура (по специальности) – три семестра в течение одного года обучения;
2) научная магистратура – 2 года.
86. Прием в магистратуру осуществляется на конкурсной основе по результатам сдачи установленных тестов.
87. Магистерская программа включает: теоретическую подготовку и научно-исследовательскую работу, практику.
88. Теоретическая часть подготовки включает освоение образовательных профессиональных программ по фундаментальным дисциплинам и дисциплинам специальности.
Научно-исследовательская работа предполагает проведение научных исследований по выбранной проблеме, подготовку и защиту выпускной работы.
89. Обязательным условием завершения обучения является набор магистрантом установленного количества кредитов по компонентам обязательному и по выбору:
- не менее 36 кредитов (из которых не менее 3-х кредитов – изучение английского языка) - для магистра по специальности;
- не менее 48 кредитов (из которых не менее 6-ти кредитов – изучение английского языка) - для магистра наук.
90. В научной магистратуре в обязательный компонент входят общеобразовательные дисциплины (ООД), объем которых составляет 12-16 кредитов: Философско-социальные науки, Казахский (русский) язык, Английский язык, Информатика.
91. Дополнительные элективные дисциплины ООД выбираются в зависимости от специальности и специализации.
При этом обучающиеся научной магистратуры за счет компонента по выбору в объеме 3 кредита должны изучить одну из педагогических дисциплин: Педагогика, Психология, Педагогика высшей школы.
92. Все виды практик реализуются в рамках дополнительных образовательных программ и не включаются в общий объем кредитов.
93. В течение семестра магистрант должен набрать не менее 9 кредитов.
94. Магистрант, выполнивший все требования государственного общеобязательного стандарта образования и набравший за весь период обучения установленное количество кредитов по компонентам обязательному и по выбору, допускается к итоговой государственной аттестации.
95. Итоговая государственная аттестация проводится:
в профессиональной магистратуре – в форме сдачи государственного экзамена и защиты дипломного проекта;
в научной магистратуре – в форме защиты магистерской диссертации.
96. На подготовку дипломного проекта отводится 2-4 кредита и написание магистерской диссертации – 4-6 кредита.
97. Дипломный проект и магистерская диссертация представляют собой индивидуальное научное исследование по конкретной проблеме соответствующей специальности, проведенное магистрантом под руководством научного руководителя на протяжении всего периода обучения в магистратуре .
98. Тема дипломного проекта и магистерской диссертации и научный руководитель утверждаются решением совета факультета (института). При необходимости могут назначаться научные консультанты по смежным отраслям наук.
99. По результатам итоговой государственной аттестации решается вопрос о выдаче магистранту документа о получении высшего профессионального образования (диплома) и присуждения академической степени: по завершении профессиональной магистратуры – магистра по специальности; по завершении научной магистратуры – магистра наук.
К диплому выписывается академическая справка (Transcript), которая содержит перечень изученных дисциплин с оценками и числом кредитов согласно учебному плану.
9. Обучение по докторской программе
100. Докторская программа реализует право на послевузовское профессиональное образование.
101. Докторская программа бывает двух видов:
1) на базе профессиональной магистратуры - со сроком обучения 3 года;
2) на базе научной магистратуры - со сроком обучения 2 года.
102. Прием в трехгодичную докторскую программу осуществляется на конкурсной основе по итогам сдачи вступительных тестов по дисциплинам: Философско-социальные науки, Казахский язык по профилю, Английский язык по профилю, специальность.
В течение первого года обучения по указанным дисциплинам докторант должен сдать экзамены в объеме докторского минимума.
103. Прием в двухгодичную докторскую программу осуществляется на конкурсной основе по итогам сдачи вступительных тестов по дисциплинам докторского минимума, либо на основе удостоверения о сдаче экзаменов в объеме докторского минимума по установленной форме.
104. Двухгодичная докторская программа состоит, как правило, из 8 спецкурсов по выбору, трехгодичная докторская программа – из 4 учебных дисциплин ООД (обязательный компонент) и 8 спецкурсов по выбору.
105. Докторская программа включает: теоретическое обучение и научно-исследовательскую работу.
106. Научно-исследовательская работа состоит из подготовки и защиты докторской диссертации; на которую отводится 24 кредита.
107. Обязательным условием завершения обучения в докторской программе является получением докторантом установленного количества кредитов:
1) для докторантов трехгодичной докторской программы – не менее 60 кредитов, из которых 36 кредитов теоретического обучения;
2) для докторантов двухгодичной докторской программы – не менее 48 кредитов, из которых 24 кредита теоретического обучения.
108. Докторант строит свою образовательную профессиональную программу под руководством научного руководителя. Поощряется назначение двух научных руководителей: один из Республики Казахстан, второй – из ведущего зарубежного вуза-партнера, имеющего аккредитацию своих докторских программ.
109. Докторант, выполнивший все требования государственного общеобязательного стандарта образования и набравший за весь период обучения установленное количество кредитов по компонентам обязательному и по выбору, допускается к итоговой государственной аттестации.
110. Итоговая государственная аттестация докторанта проводится в форме публичной защиты докторской диссертации. 111. По результатам итоговой государственной аттестации решается вопрос о выдаче докторанту документа о получении послевузовского профессионального образования (диплома) и присуждения академической степени доктора наук. К диплому выписывается академическая справка (Transcript), которая содержит перечень изученных дисциплин с оценками и числом кредитов согласно учебному плану.
|