Get Adobe Flash player

blog

yarmarka

Подразделения ПГПИ

Факультеты

Сертификаты

Система Orphus

Психолого-педагогический

Деканат

Декан факультета Нургалиева Айгерим Кажимуратовна доктор педагогических наук, профессор.

Миссия  факультета

Стать психолого-педагогическим центром, формирующим профессиональную мотивацию будущего педагога и обеспечивающим его адаптацию к требованиям современного рынка труда в регионе.

 

 

 

Профессорско-преподавательский состав

№ п/п

Ф.И.О.

Ученая степень

Занимаемая

 должность

Конт. тел., адреса

 

Телефон ППФ

1

Нургалиева Айгерим Кажимуратовна

Доктор педагогичес-ких наук, профессор

Декан факультета

 57-90-32 (дом.),

87015316814 

г. Павлодар,

ул. Торайгырова58

2

Хакимов Рафаиль Каримович

Кандидат психологических наук, доцент

Заместитель декана факультета

 50-42-17 (дом.),

8-701-723-88-65

ул. Торайгырова58

3

Мустафина Раушан Сюиндиковна

 

Секретарь деканата

 52-79-31 (дом.),

87051988917

 

ул.

Торайгырова, 5

Контакты

Адрес: г.Павлодар, ул.Торайгырова, 58.

Телефон: 8 (7182) 62-27-79

 

Специальности

Бакалавриат

5В010100 - «Дошкольное обучение и воспитание»

5В010200 - «Педагогика и методика начального обучения»

5В050300 - «Психология»

5В010300 - «Педагогика и психология»

5В0123000 - «Социальная педагогика и самопознание»

Магистратура

6N010300 - «Педагогика и психология»

6N050503 - «Психология»

Достижения

Большой контингент обучающихся;

наличие педагогических кадров высокой научной квалификации — 3 доктора наук, 23 кандидата наук;

наличие высокого уровня квалификации педагогов-методистов и специалистов-практиков;

сложившиеся на факультете традиции и культура педагогического общения;

отсутствие текучести кадров;

использование электронного обучения для развития инклюзивного обучения;

ППС имеет большой практический опыт педагогической и научной деятельности;

расширение спектра трудоустройства выпускников специальностей

История

Среди факультетов Павлодарского государственного педагогического института психолого-педагогический факультет занимает особое место. Как структурное подразделение  он был образован в 2004 году. Однако биография факультета насчитывает не одно десятилетие,  поскольку кафедры, входившие в состав факультета, существуют и сегодня.

В 1962 году одновременно с созданием Павлодарского педагогического института была открыта и кафедра педагогики, которую возглавил к.ф.н., доцент Белоусов И.П. С первого дня работы кафедра педагогики создавала и копила богатый и интересный опыт на педагогическом поприще.

Преподаватели кафедры педагогики, наряду с ведением занятий у студентов, на общественных началах работали в открытом в 1965 году народном университете культуры и педагогических знаний, на факультете повышения квалификации учителей общеобразовательных школ, на факультете общественных профессий и в университете культуры.

В 1964 году была организована кафедра педагогики и психологии, которую возглавил Харитонов В.П. При кафедре функционировал университет педагогических знаний, институт культуры, слушателями которых являлись учителя, родители. Проблемы обучения и воспитания постоянно освещались на страницах институтской газеты «Педагог». Согласно приказу МВ и ССО № 584 от 13 июля 1973 г. «Об утверждении положения о факультете общественных профессий высшего учебного заведения» 22 ноября 1973 г. был издан приказ по институту об организации Совета факультета общественных профессий (ФОП), в том числе отделения подготовки пионервожатых. Руководителями были назначены старшие преподаватели кафедры педагогики Давыдова Р.Ф., Дубицкая Л.М. В 1975 году в ППИ введена общественно-политическая практика, общее руководство на общественных началах осуществляла кандидат педагогических наук, доцент Менейлюк Галина Ивановна.

Кафедра педагогики и психологии была разделена на кафедру общей педагогики (заведующий кафедрой к.п.н., доцент Колесников Б.В., возглавлявший ее до 1982 года) и кафедру общей психологии  (заведующий кафедрой к.б.н., доцент Головин Ю.А.).

С 1982-го по 1988 год кафедру педагогики возглавлял к.п.н., доцент Мачнев Николай Федорович, с 1988 по 1993 год - к.п.н., доцент Омарова Вера Константиновна; кафедрой психологии руководил к.п.н., доцент Твердохлебов Николай Константинович. В 1986 году на кафедре педагогики открыта специальность «Методика начального обучения», в этом же году создана кафедра педагогики и методики начального обучения (заведующий кафедрой к.п.н., доцент Маткин Василий Васильевич). В 1989-1990 учебном году этой кафедрой руководила кандидат педагогических наук, доцент Денисова Т.И. Деканом факультета начальных классов был кандидат педагогических наук, доцент Маткин В.В. В этот период ведущими преподавателями кафедры были к.ф.н., доцент Монастыренко З.А., старшие преподаватели Базарбекова Л.Г., Ягодина Ж.Ш., Макаренко А.Д. и др. Молодые преподаватели Ведилина Е.А., Сечина Н.М., Сарсеке Г., Фомина Т.Н., Жомартов А.М., Нурумов Б.А., Кененбаева М.А. 

В 1996 г. Павлодарский педагогический институт вошел в состав ПГУ им. С. Торайгырова. В эти годы кафедры педагогики и психологии были вновь объединены, заведовала кафедрой к.п.н., доцент Бурдина Е.И. С 1992 по 1996 годы заведующей кафедрой педагогики назначена к.п.н., доцент Омарова Вера Константиновна. В период с 1999 по 2001 год заведующей кафедрой педагогики и психологии  была к.п.н., доцент Осипова С.В.

В 1997 году был произведен набор на специальность 031440 «Педагогика и психология». В 2001 году кафедра педагогики и психологии была разделена на кафедру педагогики (зав. кафедрой к.п.н. Осипова Серафима Валериановна) и кафедру психологии (зав. кафедрой к.п.н. Сакенов Джанат Жантемирович). В эти годы психологические дисциплины стали изучать студенты машиностроительного, экономического, юридического факультетов.

В 2004 году в связи с реорганизацией педагогического института были образованы кафедры педагогики и методики начального обучения и педагогики и управления образованием. Кафедры факультета активно разрабатывали и внедряли идеи педагогики сотрудничества и, в частности, технологии КТД. Научно-исследовательская работа кафедр велась в рамках актуальных проблем педагогики, психологии.

С 2004 года началась официальная история психолого-педагогического факультета, в состав которого входили нынешние кафедры педагогики, психологии, дошкольного и начального образования. Деканом факультета назначена кандидат педагогических наук, профессор Омарова Вера Константиновна. С 2007 года факультет возглавлял кандидат педагогических наук, доцент Сакенов Д.Ж. Кафедры факультета меняли свое название, реорганизовывались. Так, в 2003 году были открыты специальности «Педагогика», «Психология». В 2004 г. выпускали эти специальности кафедры педагогики  (заведующая к.п.н., доцент Нургалиева А.К.), психологии  (к.м.н., доцент Булекбаева С.Е.). С 2010 года заведующей кафедрой педагогики, выпускающей специальности бакалавриата и магистратуры «Педагогика и психология», назначена к.п.н., доцент Нурмагамбетова Б.А., зав. кафедрой психологии, выпускающей специальности бакалавриата и магистратуры «Психология», стала к. психол. н., доцент Аплашова А.Ж.

В 2004 г. институт получил лицензию на подготовку специалистов по специальности 050101 - «Дошкольное обучение и воспитание», в связи с чем кафедра педагогики и методики начального обучения расширила свою деятельность и начала  готовить не только учителей начальной школы, но и специалистов дошкольных образовательных учреждений. Таким образом, с 1 апреля 2004 года кафедра приобрела свое новое название -  дошкольного и начального образования (зав. кафедрой к.ф.н., доцент Кенжебалина Г.Н.). В 2006 году кафедру возглавила кандидат педагогических наук, доцент Кененбаева М.А. Летом 2007 года кафедра была реорганизована. Кафедру дошкольного обучения и воспитания возглавила кандидат педагогических наук, доцент Кененбаева М.А. Кафедру педагогики и методики начального обучения возглавила кандидат педагогических наук, доцент Асенова Н.С. В 2009 году обе кафедры вновь были объединены. С декабря 2009 года кафедрой руководит к.б.н., доцент Г.Т. Тусупбекова. В настоящее время в состав кафедры дошкольного и начального образования входят два профессора ПГПИ, пять кандидатов наук и пять магистров педагогики.

Кадровые перестановки не повлияли на результаты работы преподавателей по подготовке будущих специалистов. Так, в 1985-1986 учебном году студенты Павлодарского педагогического института заняли первое место в республиканской олимпиаде по педагогике. На базе кафедры педагогики в течение трех лет (1992 – 1996) проводился республиканский тур олимпиады по педагогике (команда нашего института участвовала вне конкурса).

Победителей республиканского тура олимпиады по педагогике кафедра педагогики (зав. кафедрой Омарова В.К.) готовила к Всесоюзному туру олимпиады в г. Полтаве. Команда заняла 3 место, руководитель группы - кандидат педагогических наук, доцент Романов А.А.

Достойно продолжили традиции факультета студенты специальности «Педагогика» Карабаева Анара, Гладуш Татьяна, занявшие в 2005 году 1 место в республиканской педагогической студенческой олимпиаде (г. Астана). В 2010 году команда студентов, которых готовили старшие преподаватели кафедры педагогики Карабутова А.А., Айдарханова И.И., заняли 1 место в республиканской педагогической студенческой олимпиаде (г. Щучинск).

Неоднократно студенческие творческие работы были представлены на республиканском конкурсе студенческих работ. На протяжении многих лет призовые места занимали студенты, руководителями которых были Мачнев Н.Ф., Менейлюк Г.И.,  Нургалиева А.К., Аяпбергенова Г.А., Власова Е.П. и другие преподаватели психолого-педагогического факультета.

В течение многих лет на кафедрах факультета создаются творческие группы студентов, научные руководители – преподаватели кафедр. Организована работа студенческих научных клубов, кружков, объединений «Метафора», «Ұлағат».

Выпускники факультета успешно работают в сфере образования, промышленности, продолжают обучение в магистратуре.

Психолого-педагогический факультет сегодня - один из ведущих факультетов института.

Руководство факультетом осуществляют декан - доктор педагогических наук, профессор А.К. Нургалиева, заместитель декана к.психол. н., доцент Хакимов Р.К. В структуру факультета входят три кафедры: кафедра педагогики (заведующий кафедрой  кандидат педагогических наук Б.А. Нурмагамбетова),  кафедра психологии (заведующий кафедрой  кандидат психологических наук, доцент  А.Ж. Аплашова) и кафедра дошкольного и начального образования (заведующий кафедрой  кандидат биологических наук, доцент Г.Т. Тусупбекова). В настоящее время на кафедрах работают ученые с большим опытом научной, учебной и практической работы. Среди них доктор педагогических наук Нургалиева А.К., доктор психологических наук, профессор Амирова Б.А., доктор медицинских наук, профессор Тнимова Г.Т., кандидаты педагогических наук Омарова В.К., Нургалиева А.К., Асенова Н.С., Кененбаева М.А., Тлеулесова А.Ш., Каирбекова Б.Д., Сарсенбаева Б.Г., Сакенов Д.Ж., кандидаты психологических наук Аплашова А.Ж., Хакимов Р.К., Николаева Н.В., Владимирова С.В., кандидат биологических наук Демиденко Р.Н., магистры психологии и педагогики.

За 2009-2011 годы защищены кандидатские диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук А.К. Нургалиевой, О.Б. Боталовой, А.Ш. Тлеулесовой, Д.С. Шахметовой, Д.П. Мучкиным, З.Ш. Шавалиевой, Б.М. Жапаровой; кандидата психологических наук - А.Ж. Аплашовой в КазГНУ им. Аль-Фараби, Н.В. Николаевой, Р.К. Хакимовым в Московском государственном гуманитарном университете. Профессорско-преподавательский состав факультета участвует в международных, республиканских научно-практических конференциях, публикует статьи в республиканских и зарубежных изданиях.

Кафедры психолого-педагогического факультета тесно сотрудничают с Павлодарским областным центром повышения квалификации педагогических кадров, Национальной ассоциацией психологов Казахстана и России, с Павлодарским РНПЦ медико-социальных проблем наркомании, проводятся совместные семинары с департаментом по защите прав детей.

 

Научно исследовательская деятельность

Кадровый потенциал

Общее количество преподавателей психолого-педагогического факультета – 58, штатных преподавателей, работающих на факультете, – 51.

В 2010 году общее количество остепененных преподавателей, работающих на факультете, составило:  докторов наук - 3, кандидатов наук - 23, магистров наук – 21. 

Средний возраст преподавателей, работающих на факультете, составляет  41 год, штатных - 39 лет; средний возраст преподавателей, имеющих ученую степень, - 46 лет.

На государственном языке проводят занятия 73% преподавателей. Все преподаватели, работающие на факультете, имеют базовое образование. В 2010 году к чтению лекционных курсов были допущены только профессора, доценты и старшие преподаватели.

В русле тем научно-исследовательской работы факультета и кафедр проводится подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации через защиту диссертации на соискание ученой степени по специальности 13.00.00. - «Педагогические науки», 19.00.00 - «Психологические науки».

Научно-исследовательская работа

В рамках темы ПГПИ «Социализация и развитие личности в инновационном поликультурном образовательном пространстве» была определена тема научно-исследовательской работы факультета - «Подготовка конкурентоспособного специалиста в инновационном образовательном пространстве». Темы кафедр по научно-исследовательской работе:

- кафедра педагогики - «Научно-педагогические основы подготовки будущих  учителей к профессиональной деятельности в современном образовательном пространстве»;

- кафедра психологии - «Формирование психологии конкурентоспособного специалиста в инновационном образовательном пространстве»;

- кафедра дошкольного и начального обучения - «Подготовка бакалавров дошкольного обучения и воспитания и бакалавров педагогики и методики начального обучения в инновационном поликультурном образовательном пространстве, конкурентоспособных на рынке труда».

Определенная формулировка тем ориентирует всю научно-исследовательскую работу ППС кафедр соответствовать теме исследования вуза и факультета. Индивидуальные темы исследования преподавателей, а также темы курсовых, дипломных работ, магистерских диссертаций позволяют разрабатывать факультетскую тему. Темы диссертационных исследований входят в тему вуза и факультета. Например, тема диссертационного исследования Аплашовой Арны Жартаевны «Полиэтностық ортада студенттердің таңымдық іс-әрекеттерінің даму ерекшеліктері» вносит определенный вклад в выполнение плана исследовательской работы как факультета, так и вуза.

При кафедре педагогики работает научно-методологический семинар «Формирование профессиональной направленности будущих учителей в вузовском учебном процессе»   (руководитель - старший преподаватель Мучкин Д.П.). С 2010  года кафедра работает над единой научно- исследовательской темой: «Научно-педагогические основы подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в современном образовательном пространстве». Заседания семинара проводятся один раз в квартал. На каждом заседании заслушиваются три доклада, затем проводится обсуждение докладов. На заседаниях рассматриваются актуальные проблемы образования и воспитания. Обсуждаются следующие проблемы:

1. Этнопедагогика и современный педагогический опыт.

2. Педагогические особенности организации научно-исследовательской деятельности учащихся.

3. Ценности и компетенции современного образования.

Методологический семинар кафедры психологии работает под руководством к.п.н., доцента Сарсенбаевой Б.Г. Тема семинара: «Методологические и организационные основы подготовки конкурентоспособных специалистов-психологов». Заседания семинара проводятся один раз в два месяца. На каждом заседании заслушиваются три доклада, затем проводится обсуждение докладов. На заседания приглашаются магистранты кафедры, некоторые из них также выступают с докладами. На заседаниях рассматриваются актуальные проблемы образования и воспитания.

На кафедре психологии обсуждаются следующие проблемы:

- Методы формирования и  развития самосознания у будущих специалистов психолого-педагогического профиля как основа подготовки конкурентоспособности.

- Система подготовки конкурентоспособного специалиста психолого-педагогического профиля к работе в организациях образования.

- Тренинги развития интеллектуально-поведенческих потенциалов у студентов как одно из условий подготовки конкурентоспособного специалиста психолого-педагогического профиля.

- Самоизучение и саморазвитие когнитивных способностей студентов как средство совершенствования своей конкурентоспособности.

- Формирование и  развитие у студента коммуникативно-лидерских качеств как условие подготовки конкурентоспособного специалиста психолого-педагогического профиля.

- Эффективная подготовка студента к семейной жизни как один из методов формирования квалифицированного  специалиста  психолого-педагогического профиля.

Преподаватели кафедр психолого-педагогического факультета являются аспирантами и соискателями при кафедрах казахстанских и российских вузов. Старший преподаватель кафедры психологии Топанова Г.Т. является соискателем при кафедре социальной психологии Томского государственного университета, продолжает работу по теме «Роль этнических стереотипов в межнациональных отношениях русского и казахского этноса». Нурумов Б.А., старший преподаватель кафедры педагогики, является соискателем Новосибирского государственного педагогического университета, продолжает работу по теме «Психологические и ценностные ориентации личности». Ст. преподаватель кафедры психологии Власова В.В. оформила соискательство при кафедре организационной психологии Томского государственного университета, начала работу по теме «Эмоциональные реакции на стресс у русских и казахов» (научный руководитель д.пс.н. Мещерякова Э.И.). В магистратуре ПГПИ обучается преподаватель кафедры ДиНО Апсаликова Ж.Ш. В магистратуре ПГУ им. С. Торайгырова обучается по специальности «Педагогика и психология» старший преподаватель кафедры ДиНО Шакарманова М.П.

В ходе осуществления магистерской подготовки по специальностям: 6М010300 - «Педагогика и психология», 6М050300 - «Психология» в полной мере реализуется научно-исследовательская работа через прохождение дисциплин, определенных ГОСО и каталогом элективных дисциплин. Каталог элективных дисциплин  включает дисциплины, отражающие содержание научно-исследовательской работы вуза, кафедр. Так, например, в каталоге элективных дисциплин специальности 6М010300 - «Педагогика и психология» предложены дисциплины: «Организация научно-исследовательской деятельности школьников», «Инновационные  процессы в образовании»,  «Сравнительная этнопедагогика», «Управление образрованием в условиях рынка». В каталоге элективных дисциплин специальности 6М050300 - «Психология» предложены дисциплины: «Проблемы этносоциализации личности», «Этноконцепции современной психологии», «Психология обучения в малокомплектной сельской школе». В магистратуре занятия ведут специалисты высокой научной квалификации: д.п.н., профессор Нургалиева А.К., д.пс.н., профессор Амирова Б.А., д.м.н. Тнимова Г.Т., кандидаты наук, доценты Нурмагамбетова Б.А., Нургалиева А.К., Сакенов Д.Ж., Каирбекова Б. Д., Аплашова А.Ж., Хакимов Р.К., Николаева Н.В.

Публикация научных трудов – важный результат научной деятельности преподавателей психолого-педагогического факультета, который является каждодневным решением целей и задач, определенных темой научно-исследовательской работы факультета. Доцентом кафедры ДиНО, к.п.н. Боталовой О.Б. издана монография «Формирование активной научной позиции будущих педагогов». К.б.н., доцентом Тусупбековой Г.Т. издано методическое пособие для студентов специальности 050102 - «Педагогика и методика начального обучения» «Организация педагогических исследований», подготовлены к изданию учебники «Основы естествознания. Ботаника», «Основы естествознания. Зоология». Преподавателями Жанадил А.Б., Жанадиловой К.Б. издано учебное пособие «Жаңа педагогикалық технологиялар». В 2010 г. было представлено на регистрацию объектов интеллектуальной собственности два электронных учебных пособия, авторами которых являются Жанадил А.Б., Жанадилова К.Б., Кененбаева М.А. Приведенные выше темы изданных учебно-методических пособий и монографий напрямую связаны с проблемами научно-педагогических основ подготовки будущих специалистов в инновационном поликультурном образовательном пространстве.

 

Еще статьи...
Top Panel