Каждый учебный год в нашей школе проходят производственную практику десятки студентов Павлодарского государственного педагогического института. В школе им дается возможность попробовать свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные на учебных занятиях. В апреле завершили свою производственную практику студентки группы РЛН – 42 факультета филологии и истории Журенова Г.Б., Каймолдина А.К., Какамбек С.А., Кожакова Р.С., Макеева З. Д., Орынбаева Б. Ж., Ташмаганбетова А. А. В течение третьей учебной четверти они участвовали в реальном образовательном процессе в роли учителя- предметника и классного руководителя.
Основной формой организации школьного обучения является урок. Поэтому главным в практике студентов стала подготовка и проведение уроков русского языка и литературы. Проводили уроки в 8-11 классах. По вопросам, возникшим в ходе подготовки уроков, консультировали школьные учителя. Большую методическую помощь оказывала к.пед.н., доцент кафедры русского языка и литературы Старченко Галина Николаевна, которая являлась руководителем практики. Она посещала уроки и внеклассные мероприятия, проводимые студентами, анализировала и указывала на недочеты, чтобы улучшить степень подготовленности практикантов к работе в школе. На своих уроках студенты использовали разные формы и приемы обучения, интерактивную доску, тестовые задания, раздаточный материал. В период всей практики студенты посещали уроки школьных учителей. Для студентов были проведены показательные уроки: урок внеклассного чтения в 6 «А» классе по теме: «Крылов и Абай» (учитель Аубакирова М.К.); урок русского языка в 7 «А» классе по теме: «Подлежащее. Способы выражения подлежащего» (учитель Кусаева Р.У.). А на заключительном этапе практики сами студенты проводили зачетные уроки, которые были успешны.
За время практики студенты были приглашены на заседание методического объединения учителей русского языка и литературы и английского языка. На заседание выносились теоретические и практические вопросы. О теоретических аспектах критериального оценивания рассказала учитель русского языка и литературы Бектемирова Д.Ж. Делилась опытом работы учитель английского языка Бейсембаева К.Т. При рассмотрении вопроса о проведении литературной недели «Бессмертные творения Крылова» студенты предложили программу недели, разработанную ими под руководством Старченко Г.Н.
Литературная неделя, посвященная 245 –летию со дня рождения И.А.Крылова, была направлена на углубление знаний о жанре басни, совершенствование навыка выразительного чтения, использование воспитательных возможностей басни для развития личностных качеств школьников. Крыловская неделя включала в себя различные конкурсы (переводов басен на казахский язык, газет, театральных инсценировок басен, на лучшее прочтение басни ), литературную игру «В мире басен», литературный вечер. Все внеклассные мероприятия разрабатывались и проводились студентами-практикантами. Им удалось вовлечь школьников в активные формы изучения творчества И.А. Крылова. Школьники проявили творческие способности и талант: переводили басни Крылова на казахский язык, читали наизусть многие басни, в театрализованной инсценировке рассказали грустную историю Стрекозы и Муравья, показали глупую Ворону, поддавшейся на лесть Лисицы. Включая школьников в разные формы учебной деятельности на внеклассных мероприятиях, студенты-практиканты прививали интерес к литературе, к творчеству Крылова, совершенствовали речевые умения учащихся. Эта внеклассная работа содействовала и воспитанию нравственных качеств личности школьников: доброты, правдивости, честности и трудолюбия.
Помощниками школьных учителей стали студенты и во время проверки техники чтения. Проводя уроки и внеклассные мероприятия, участвуя в школьной жизни, студенты- практиканты приобретали опыт участия в учебно-воспитательном процессе. Производственная практика стала такой успешной, так как школа и вуз создали условия для профессиональной подготовки студентов по специальности и эффективной адаптации их к будущей профессиональной деятельности.
М.К. Аубакирова
руководитель МО учителей
русского языка и литературы
СОШ № 35