ФИО: Темиргазина Зифа Какбаевна
Ученая степень: доктор филологических наук с 1999 г.
Ученое звание: профессор ВАК РКс 2003 г.
Место работы: профессор кафедры русского языка и литературы Павлодарского государственного педагогического института
Научно-организаторская деятельность:
Член диссертационных советов по защите кандидатских диссертаций в Северо-Казахстанском университете им. Козыбаева - 2002-2004 гг., в ЕНУ им. Л. Гумилева – 2005-2006 гг., диссертационного совета по защите докторских диссертаций в ЕНУ им. Л. Гумилева – 2008-2010 гг.
Член экспертного совета по филологии и искусствоведению Комитета по контролю и аттестации в сфере образования и науки МОН РК В 2006-2007 гг.
Делегат 1 Съезда филологов Казахстана в 2013 г.
Председатель, член оргкомитета ряда международных и республиканских научных конференций.
Ответственный редактор коллективных монографий и сборников: «Проблемы межэтнической коммуникации» (Павлодар, 2003), «Пути внедрения полиязычного образования в средние общеобразовательные школы республики Казахстан» (Павлодар, 2007), «Избранные труды по лингвистике» в 2-х тт. (Павлодар, 2010).
Подготовка научно-педагогических кадров:
Подготовлено 20 учеников: 1 доктор филологических наук, 19 кандидатов наук, из них 8 человек защитились в диссертационных советах Российской Федерации. А также подготовлено 25 магистров.
Международная научная деятельность:
Приглашалась в качестве профессора для чтения лекций в Российский университет дружбы народов (г. Москва, РФ), в Витебский государственный университет им. П Машерова (г. Витебск, Республика Беларусь), в Дрезденский университет (г. Дрезден, Германия).
Организатор международной авторской группы ученых Казахстана, России, Беларуси, Казахстана, Польши и ответственный редактор коллективных международных монографий «Гендерная лингвистика» 2013 г., «Лингвистическая аксиология» 2014 г., «Прагмалингвистика» 2014 г.
Руководит казахстанско-российской исследовательской лабораторией «Коммуникативные и лингвокультурные основы преподавания языков в средних школах и вузах Республики Казахстан и Российской Федерации».
Основные научные труды:
собр. трудов в 2-х томах: 1 том «Лингвистическая аксиология: Оценочные высказывания в русском языке» (Павлодар, 2010), 2 том «Лингвистическая аксиология. Прагматика. Психолингвистика» (Павлодар, 2010);
«Современные теории в отечественной и зарубежной лингвистике» (1-е изд. Павлодар, 2002; 2-е изд. Павлодар, 2009).
Признание (основные достижения, награды, грамоты, благодарственные письма, конкурсы):
В 2000 г. награждена Почетной грамотой МОН РК.
В 2004 году отмечена нагрудным знаком МОН РК «За заслуги в развитии науки РК».
В 2007 году награждена дипломом международной ярмарки «Канатты әйел» (Алматы).
В 2010 г. 7 декабря Указом Президента РК награждена медалью «Ерен еңбегіүшін».
Обладатель звания «Лучший преподаватель 2012 г.»
Обладатель диплома Российской академии естествознания «Основатель научной школы» (2013 г.).
В 2013 г. избрана членом-корреспондентом Российской Академии естествознания.
Учебно методические материалы:
Программа обучения Общее языкознание
РП Общее языкознание
РПД Зарубежные лингвистические теории
РПД Синтаксис СРЯ
РПДС Синтаксис СРЯ
СПИСОК ПУБЛИКАЦИЙ
№ |
Библиографическая ссылка |
Ключевые слова |
Аннотация к статье |
1 |
Темиргазина З.К. Намеренные недомолвки в устной речи: прагматический аспект // Филологические науки. - №1. - 2013. - С.33-40 |
Ключевые слова: недомолвки, прагматический аспект, базовая часть, типология недомолвок, намеренные и ненамеренные недомолвки, интенция. Keywords: omissions, pragmatic perspectives, basic part, typology of omissions, intentional and unintentional omissions, intention. |
Аннотация: Недомолвки относятся к явлениям устной спонтанной речи. Их исследование с прагмалингвистической точки зрения дает возможность построить типологию высказываний-недомолвок с учетом коммуникативного намерения говорящего, вычленить намеренные и ненамеренные (непроизвольные) недомолвки. Дальнейшая типология намеренных недомолвок связана с интенциональными мотивами говорящего. Abstract: Omissions relate to the phenomena of spontaneous oral speech. Studying such phenomena from pragmatic perspectives enables us to construct a typology of utterances-omissions taking into consideration communicative intention of the speaker, and to identify intentional and unintentional (involuntary) omissions. Further typology of deliberate omissions is connected with intentional motives of the speaker. |
2 |
Темиргазина З.К. Эффективные коммуникативные стратегии и тактики в ситуациях вербальной агрессии // Effective Communicative Strategies and Tactics in Verbal Aggression Situations // World Applied Sciences Journal 24 (6): 822-825, 2013 http://www.idosi.org/wasj/wasj24(6)13/21.pdf.
|
Ключевые слова: вербальная агрессия, коммуникативно-прагматический подход, речевая стратегия, речевая тактика, коммуникативная ситуация, речевой акт, интенциональная сторона, коммуникант. Key words:Verbal aggression Communicative-pragmatic approach Speech strategy Speech tactics Communicative situation Speech act Intentional side Communicator |
Аннотация: Вербальная агрессия в силу распространенности в речевой коммуникации стала объектом внимания ученых-лингвистов в конце ХХ века. Изучение с психологической точки зрения сущности агрессии, ее причин и проявлений осуществлялось в отечественной и зарубежной психологии уже со второй половины ХХ века. С коммуникативной точки зрения вербальная агрессия причисляется к деструктивному, дисгармоничному общению, т.е. к тем межличностным коммуникативным контактам, которые пагубно, разрушительно сказываются на личности партнера и осложняют взаимоотношения. Коммуникативно-прагматический подход позволяет определить языковые индикаторы вербальной агрессии в речевом поведении коммуниканта, интерпретировать ее и разработать эффективные стратегии и тактики противодействия ей. В статье анализируется распространенный сценарий вербальной агрессии, который можно условно назвать «кто ты такой…». Выявляются лексические и синтаксические индикаторы вербальной агрессии в нем, а также предлагаются речевые тактики выхода из данной коммуникативной ситуации без значительного морального и психологического ущерба для коммуниканта. Abstract: Verbal aggression, due to its common use in speech communication, became an object of attention with linguists at the end of the 20th century. The essence of aggression from the psychological standpoint, its causes and manifestations have been studied by Russian and foreign psychologists from as early as the second half of the 20th century. From the communicative standpoint, verbal aggression is deemed to be synonymous with destructive, disharmonic communication, i.e. those interpersonal communicative contacts which have a hurtful, destructive effect on one’s counterpart’s personality and can complicate the relations. The communicative-pragmatic approach allows us to determine the language indicators of verbal aggression in the speech behavior of a communicator, interpret it and work out new strategies and tactics for counteracting it. This article examines a common scenario for verbal aggression, which we can nominally entitle “who are you…”. This scenario will let us take a closer look at the lexical and syntactic indicators of verbal aggression and suggest a speech tactics for getting out of such communicative situations with no severe moral and psychological damage for the communicator. |
3 |
Темиргазина З.К. Культурные сценарии эмоций грусти, печали, скорби // Cultural Scenarios of Emotions of Sadness, Sorrow and Grief// Middle-East Journal of Scientific Research 13 (Socio-Economic Sciences and Humanities): 224-229, 2013. |
Ключевые слова: русский язык, эмоции, грусть, печаль, скорбь Key words: Russian language, Sadness, Sorrow, Grief, Emotions |
Аннотация: В статье сделана попытка исследовать на основе метода реконструкции «культурных сценариев» представления носителей русского языка о таких эмоциях, как грусть, печаль и скорбь, поскольку лексикографическое описание их не удовлетворяет требованиям опознавания и различения. В культурных сценариях этих эмоций выявлены дифференциальные параметры: интенсивность, активность субъекта, «публичность». Наиболее интенсивной является скорбь, затем – по мере убывания – печаль и грусть. С точки зрения активности субъекта в сценарии скорби человек выступает как активный деятель, в сценарии печали - как активный деятель и как носитель признака, а в сценарии грусти - как активный деятель, как носитель признака и как носитель пассивного состояния. Иначе говоря, скорбь – это наиболее активная эмоция, требующая от человека интенсивной ментальной деятельности. Скорбь также противопоставляется печали и грусти как «публичная» эмоция «непубличным». Abstract: This paper is an attempt to investigate the notions of the native speakers of the Russian language about such emotions as sadness, sorrow and grief on the basis of the reconstruction of the "cultural scenarios", because their lexicographic description does not meet the requirements of recognition and distinction. In the cultural scripts of these emotions the author revealed the differential parameters: the intensity, the activity of the subject and the "publicity". The most intense is grief (skorb’ [in Russian]), then in descending order, sorrow and sadness (pechal’ and grust’ [in Russian]). From the point of view of the subject's activity in the scenario of grief a man acts as an active figure, in a scenario of sorrow - as an active figure and as a bearer of characteristic and in the scenario of sadness - as an active figure, as a bearer of the characteristic and as a carrier of the passive state. In other words, the grief is the most active emotion that requires intense mental activity from an individual. Grief is opposed to sadness and sorrow as a “public” emotion" to the “nonpublic”ones. |
4 |
Темиргазина З.К. Ненамеренные высказывания-недомолвки в межличностной коммуникации // Science, Technology and Higher Education: Materials of the II international research and practice conference. Vol. I. Westwood, Canada |
Ключевые слова: спонтанная речь, высказывание-недомолвка, намеренные недомолвки, ненамеренные недомолвки, коммуникативная ситуация, прагматический аспект.2013. Pp. 486-488. |
Аннотация: В статье рассматривается прагмалингвистический аспект недомолвок в русской и английской речи. Анализируются высказывания, в которых недоговаривание не входит в коммуникативное намерение говорящего, а является следствием различных внешних обстоятельств, влияющих на коммуникативную ситуацию. Такой тип недомолвок именуется ненамеренными недомолвками. |
5 |
Темиргазина З.К. Представления о вкусах как когнитивная область знаний // Вопросы когнитивной лингвистики. 2013. № 2. - С.115-121 |
Ключевые слова: концепт, вкус, сенсорно-перцептивный, синестезия, концептуальная область, привкус, послевкусие. Key words: concept, taste, sensory-perceptual, synesthesia, conceptual area, smack, aftertaste. |
В статье исследуется когнитивная специфика концептов вкуса. В представлениях о вкусе и конкретных вкусовых ощущениях формируется содержательный компонент, отражающий национальное своеобразие их языковой концептуализации.Когнитивная сфера представлений о вкусах относится к ценностно ориентированным компонентам концептуальной модели мира и строится по аксиологическому принципу "хорошо" - "плохо" или, точнее, "приятно" - "неприятно". Отдельные концепты вкуса находятся в пределах концептуальной области в разнообразных содержательно-логических отношениях. The article deals with cognitive specifics of taste concepts. Taste perceptions and certain gustation types form a sense bearing component reflecting the national identity of linguistic conceptualization. Cognitive representation of tastes refers to value oriented components of a conceptual world model and is built on the basis of axiological principle “good” – “bad”, or to be more precise, “pleasant” – “unpleasant”. Certain taste concepts are in various meaningful and logical relations within the conceptual area. |
6 |
Темиргазина З.К. Spontane Rede als Linguistikgegenstand// Science and Education: Materials of the III international research and practice conference. Vol. I. - Munich, Germany 2013. - S. 421-424. |
Ключевые слова: спонтанная речь, подготовленная речь, произвольность речи, инициативность, экспромтная речь, устная речь, оговорка, недомолвка, недоговоренность. |
В статье рассматривается статус спонтанной речи в сопоставлении с подготовленной речью говорящего, определяются ее сущностные признаки, сравниваются различные точки зрения исследователей на спонтанную речь. Также анализируются некоторые формальные явления в ней, в частности, оговорки и недомолвки. |