История кафедры профессионального обучения.
История подготовки учителя технологии труда тесно связана с историей становления всего образования.
Проблемы подготовки подрастающих поколений к труду рассматривались в соответствии с общественными потребностями и идеологическими установками своего времени. В 20-30-е гг. этим проблемам уделяли большое внимание Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. Несмотря на некоторые успехи в совершенствовании трудового обучения, из-за недостатка в квалифицированных преподавательских кадрах и слабой учебно-материальной базы оно не смогло решить поставленные перед ним задачи. В 1937 году трудовое обучение было отменено, перестало существовать как самостоятельный учебный предмет.
Отсутствие трудового обучения в общеобразовательной школе после 1937 года серьезно сказывалось на практической подготовке школьников к труду, особенно к труду в сфере материального производства.
С 1954/55 учебного года трудовое обучение было введено в начальной школе, а с 1956/57 года во всех классах средней школы. Структура учебного процесса в том виде, в каком она была принята в то время, в значительной степени сохранилась до реформы школы в 1984 году.
В связи с принятием в 1958 году закона «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» предусмотрена новая система трудового обучения, основной принцип которой – связь обучения с производительным трудом, имеющим целью подготовку учащихся к квалифицированному труду по одной из профессий народного хо зяйства.
Идея профессионализации общего образования легла в основу принято го в 1984 году Постановления «Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Новые подходы к содержанию трудовой подготовки школьников отража лись в соответствующих изменениях государственного стандарта, регламенти рующего подготовку учителя трудового обучения, и в содержании учебных программ.
Рыночные отношения вызвали объективную необходимость изменения содержания, форм и методов в области трудового обучения и воспитания школьников, что и должна обеспечить новая образовательная область «Техно логия».
Значительный вклад в исследование проблемы профессиональной под готовки учителя технологии и предпринимательства на современном этапе внесли П.Р. Атутов, Г.И. Кругликов, Е.М. Муравьев, Э.Д. Новожилов, В.А. Поляков, В.М.Распопов, И.А.Сасова, В.Д.Симоненко и др.
Подготовка учителя трудового обучения (технологии труда и предпринимательства по современной терминологии) имеет определенную специфику и особенности по сравнению с подготовкой любого другого учителя-предметника. Это отмечалось И.III. Коганом, А.С. Лындой, У.Н. Нишаналиевым и другими учеными, изучавшими деятельность педагогических вузов по подготовке учителя трудового обучения.
В 70-х годах в Павлодарской области в Педагогическом институте была предпринята попытка подготовки педагогических кадров данного профиля. По различным причинам выпуск специалистов не состоялся.
В основном трудовое обучение в школах области осуществляли специалисты не имеющие высшего педагогического образования или выпускники средних специальных учебных заведений.
Появление в составе вновь открытого Педагогического института кафедры, выпускающей учителей данного профиля, ставит своей целью обеспечение средних, профессиональных школ, лицеев и колледжей специалистами с высшим педагогическим образованием.
На сегодняшний день уже состоялся первый выпуск учителей технологии труда и предпринимательства. На заочном и очном факультетах в данное время обучаются около 300 студентов, половина из которых обучаются по государственным образовательным грантам и кредитам. В распоряжении студентов имеются электронный справочно-библиографический каталог, видеотека, медиатека, лаборатория мультимедийных средств обучения, два читальных зала на 125 посадочных мест.
Объем книжного фонда учебной, учебно-методической и научной литературы по дисциплинам специальности 2004-2005 г., 4687из них 1187 на казахском языке.
Студенты и магистранты кафедры «Профессиональное обучение» пользуются для научных исследований специально оборудованными необходимыми программными продуктами, двумя компьютерными классами, расположенными в корпусе физико-математического факультета.
Учебная лаборатория по обработке ткани оснащена универсальными и специальными швейными машинами японского производства, современными инструментами и приспособлениями. В лаборатории по обработке металла и древесины имеются многооперационные универсальные станки, различные электрифицированные ручные инструменты. Для творческих работ по декоративно-прикладному искусству приобретен ткацкий станок для гобелена.
На кафедре работают профессора, доценты, магистры технологии.
Научная деятельность кафедры направлена на изучение актуальных проблем педагогической науки, в качестве приоритетных выделены следующие направления:
- современные образовательные технологии профессионального обучения;
- техника и технология современных производств;
- компьютерная поддержка спецдисциплин.
Эти направления разрабатываются в диссертационных исследованиях магистрантов кафедры Алиновой Г.С. и Омаровой Б.З.
По результатам научных исследований за 2004 год сотрудники кафедры участвовали в двух международных и шести республиканских конференциях, опубликовано 17 статей. 2 статьи опубликованы профессором Алиновой М.Ш. в изданиях, рекомендуемых ВАК РК для докторских диссертаций.
Результаты НИР внедрены в учебный процесс, что подтверждается соответствующими актами внедрения. На кафедре организован и работает научный семинар, на заседаниях которого заслушиваются доклады и сообщения по основным направлениям научной деятельности кафедры.
Старший преподаватель Тлеулесов А.К. по результатам исследовательской деятельности получил в 2004 году 3 предварительных патента.
Сотрудники кафедры Мусахан Е.Б., Елеусизова Ш.Г., Арсемерзаев Ш.А., Жабагина К.Т. выполнили творческий проект «Фауна Павлодарского Прииртышья доледникового периода». 8 скульптур этой серии выставлены в Музее археологии и биологии ПГПИ.
Преподаватели кафедры постоянно работают над повышением своего научного уровня.
Преподаватель кафедры Елеусизова Ш.Г., участвуя в международном творческом конкурсе, выиграла грант и обучается в данное время в Университете г. Стамбула (Турция).
Старший преподаватель кафедры Курабаева Ф.А. обучается в аспирантуре по специальности 13.00.01. «Общая педагогика, история педагогики и этнопедагогика», ведет исследование по теме «Подготовка будущих учителей к реализации современного технологического образования»
Целью образовательно-профессиональной программы подготовки учителей технологии на кафедре является профессионально-ориентированное образование личности, включающее целостное естественнонаучное мировоззрение, высокую производственно-техническую, экономическую эрудицию и культуру, устойчивую нравственную ориентацию и фундаментальную подготовку по одному из профилей профессионального обучения.
|