С 2010 года детский сад официально работает как учреждение коррекционного типа для детей с нарушениями речи.
Проектная мощность детского сада 100 мест. В детский сад принимаются дети с 4 до семи лет, имеющие отклонения в развитии речи.
Функционируют 5 возрастных групп, наполняемость групп 20 детей. Из них: 3 группы с русским языком обучения, 2 группы с казахским языком обучения. В детском саду созданы все условия для речевого развития детей с ОНР
Спецификой детского сада является коррекция нарушения речи детей. Коррекционно-педагогическая работа с детьми проводится в течение всего дня. По форме организации детей в 1 половине дня логопеды проводят фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия.
Воспитатели проводят фронтальные занятия: ООМ, конструирование, ФЭМП, рисование, лепка, аппликация, самопознание, а также проводится психолого-педагогическое сопровождение детей педагогом-психологом. Во 2 половине дня проводится кружковая работа (работа кружка «Қазақша сөйлейік», хореография), логопедический час по заданию логопеда (занятия с детьми проводят воспитатели), а также организация коллективного труда с детьми (по средам), беседы с детьми о здоровье (по четвергам).
В детском саду создана предметно-развивающая-речевая среда, которая способствует максимальному полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников. С детьми занимаются не только учителя-логопеды, воспитатели, но и педагог-психолог, врач-невропатолог, медсестра, музыкальный руководитель, хореограф, инструктор по физкультуре.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач нашего детского сада. Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с возрастными особенностями.
С родителями ведется консультативная и информационная работа по здоровьесберегающим технологиям, организации закаливающих мероприятий и коррегирующей гимнастике дома. В ДОУ созданы необходимые условия для физического развития детей: имеется физкультурный зал, спортивная площадка, необходимое физкультурное оборудование.
На базедетского сада проводятся занятия по дисциплине: «Организация логопедической работы в различных учреждениях» и «Логопедический практикум» старшим преподавателем Измайловой Ж.Т.
http://ppi.kz/kaf/afd/index.php/ru/2014-08-11-06-24-05-10/baza-praktik/137-gkkp-detskij-sad-14-goroda-pavlodara-korrektsionnogo-tipa-dlya-detej-s-narusheniyami-rechi#sigFreeId7be3ba9ee6
ГККП «Детский сад № 14 города Павлодара
коррекционного типа для детей с нарушениями речи»
Дошкольная организация - ГККП «Детский - сад № 14 города Павлодара коррекционного типа для детей с нарушениями речи» входит в состав акимата города Павлодара ГУ «Отдела образования» города Павлодара. Детский сад был открыт 2009 году в ноябре месяце. С 2010 года детский сад официально работает как учреждение коррекционного типа для детей с нарушениями речи. Режим функционирования: с 7.00 ч. утра до 19. 00 ч. вечера. Детский сад работает по пятидневной рабочей недели. Проектная мощность детского сада 100 мест. Посещает детский сад в 2011-2012 учебном году 100 детей. В детский сад принимаются дети с 4 до семи лет, имеющие отклонения в развитии речи. Функционируют 5 возрастных групп, наполняемость групп 20 детей. Из них: 3 группы с русским языком обучения, 2 группы с казахским языком обучения. В детском саду созданы все условия для речевого развития детей с ОНР.
Краткая характеристика педагогических кадров
-по уровню образования-
всего 22 педагога
с незаконченным высшим обр. |
с высшим образованием |
со ср-спец. образованием |
1 человек |
16 человек |
6 человек |
-по стажу работы-
всего 22 педагога
до 1 года |
от 1 до 5 лет |
от 5 до 10 лет |
от 10 до 20 лет |
от 20 и выше |
2 человека |
8 человек |
4 человека |
4 человека |
4 человек |
-по квалификационным категориям-
всего 22 педагога
высшая категория |
1 категория |
2 категория |
не аттестовано |
2 человек |
3 человек |
4 человека |
11 человек |
Коррекционно-педагогическая работа в детском саду - важнейший фактор целенаправленного воспитания и обучения воспитанников, результат творческой деятельности педагогов, детей, родителей. Одним из приоритетных направлений работы детского сада является лечебно-восстановительная работа, направленная на коррекцию нарушения речи. Детский сад работает по типовой специальной программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программа утверждена приказом И. о. Министра образования и науки Республики Казахстан от 2 сентября 2010 года № 443.
Организация учебно-воспитательного процесса осуществляется через образовательные области, которые являются обязательными для всех типов дошкольных организаций: «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум». Спецификой нашего детского сада является коррекция нарушения речи детей, поэтому при реализации работы всех образовательных областей, педагоги закрепляют, тот речевой материал, который формирует логопед на своих занятиях. Коррекционно-педагогическая работа с детьми проводится в течение всего дня. По форме организации детей в 1 половине дня логопеды проводят фронтальные, подгрупповые и индивидуальные занятия. Воспитатели проводят фронтальные занятия: ООМ, конструирование, ФЭМП, рисование, лепка, аппликация, самопознание, а также проводится психолого-педагогическое сопровождение детей педагогом-психологом. Во 2 половине дня проводится кружковая работа (работа кружка «Қазақша сөйлейік», хореография), логопедический час по заданию логопеда (занятия с детьми проводят воспитатели), а также организация коллективного труда с детьми (по средам), беседы с детьми о здоровье (по четвергам). Количество фронтальных занятий определяется учебным планом по каждой возрастной группе. Педагогами детского сада были составлены и апробированы перспективные планы по программе, согласно учебному плану каждой возрастной группы. Коррекционно-развивающая деятельность осуществляется в соответствии с логопедическими задачами в различных направлениях. Результативность коррекционно - педагогической работы достигается за счет тщательного логопедического воздействия, динамического изучения структуры нарушения речи каждого ребенка, объективного анализа причин наблюдаемых отклонений. При этом обязательно учитываются закономерности психофизиологического развития детей.
В детском саду создана предметно-развивающая-речевая среда, которая способствует максимальному полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников. С детьми занимаются не только учителя-логопеды, воспитатели, но и педагог-психолог, врач-невропатолог, медсестра, музыкальный руководитель, хореограф, инструктор по физкультуре. В коррекционно-педагогическом процессе используем такие формы работы как: специальные артикуляционные упражнения, логопедические разминки, двигательные рассказы, рифмованные фразы, ролевые игры, элементы логоритмики, логические игры, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, психологические игры, психогимнастика, релаксации, музыкальные распевки и т. д. Учителями-логопедами внедрены инновационные технологии: мнемотехника (схемы), биоэнергопластика, аудиовизуальные компьютерные технологии. На базе нашего детского сада в 2010-2011 учебном году были организованы и проведены семинары для логопедов на темы: «Мектепке дейінгі жастағы балалармен түзету жұмысы жүйесінде фонематикалық естуін дамытудың тиімді жолдарын іздеу», «Преодоление нарушений в овладении предложными конструкциями детьми с ОНР», где педагоги обобщали опыт работы. Педагоги дошкольного учреждения творчески подходят к выбору дополнительных программ и технологий, направляя усилия на построение целостного педагогического процесса, обеспечивающего полноценное развитие личности ребенка. Грамотно подобранные технологии позволяют сделать учебно-воспитательный и коррекционный процессы наиболее эффективными и действенными. Педагоги, в данное время, пока еще не используют дополнительные программы в работе, но намечается тенденция из числа опытных педагогов, которые хотят работать с дополнительными программами.
Работа по охране и укреплению здоровья детей. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач нашего детского сада, поэтому в реализации системы физкультурно-оздоровительной работы принимает участие весь персонал детского сада. Разработан план физкультурно-оздоровительной работы. Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с возрастными особенностями. С родителями ведется консультативная и информационная работа по здоровьесберегающим технологиям, организации закаливающих мероприятий и коррегирующей гимнастике дома. В ДОУ созданы необходимые условия для физического развития детей: имеется физкультурный зал, спортивная площадка, необходимое физкультурное оборудование. На физкультурных занятиях осуществляется индивидуально-дифференцированный подход к детям: при определении нагрузок учитывается уровень физической подготовленности и здоровья, половые особенности. Систематически проводятся:
- утренняя гимнастика, как средство тренировки и закаливания организма;
- закаливание (воздушные ванны);
- подвижные игры на прогулке;
- спортивные развлечения;
- физкультурные досуги;
- физкультминутки на занятиях;
- физические упражнения после сна;
- медико-педагогический контроль.
Основной задачей медицинского персонала в ДОУ является четкая организация работы по наблюдению за состоянием здоровья детей. Важный этап – проведение профилактических мероприятий, направленных на обеспечение правильного физического и нервно-психического развития и снижения заболеваемости детей.
В детском саду вошли в практику такие формы повышения педагогического мастерства, как система самообразования, работа методических объединений: воспитателей «Умелые пальчики», логопедов «Речь», узких специалистов «Здоровячок», работа творческо-экспериментальной группы «Идея», а также участие в работе городских методических объединений.
В течение всего учебного года руководителями МО и ТГ были организованы и проведены заседания по отдельному плану, а также в конце года заслушаны итоги работы МО и ТГ на педагогическом часе. Анализируя деятельность МО и ТГ можно отметить следующее, что на заседаниях педагоги обсуждали современные достижения в сфере дошкольного воспитания и образования и разрабатывали собственные материалы (доклады, сообщения). Педагоги на заседаниях изучали коллективные и индивидуальные формы работы, которые способствуют формированию творческой активности и повышению профессионального мастерства каждого педагога, коллегиально принимали решения заседаний, старались полученную информацию, переработать и внедрить в коррекционно-учебно-воспитательный процесс.
Коллективом детского сада была пересмотрена система работы с родителями и внесены коррективы по данному направлению. В работе с семьей, педагоги используют разнообразные формы организации взаимодействия с родителями. В детском саду создана творческая группа «Крепыш» из числа родителей, которые принимают активное участие в жизни детского сада.Родители активно участвуют в управлении и планировании работы, а также в оздоровительных мероприятиях детского сада. На медико-педагогическом совещании, где присутствуют и члены творческой группы «Крепыш» из числа родителей, утверждается план мероприятий на новый учебный год, формы и методы работы. Каждый учебный год мы проводим практические семинары для родителей, например на темы: «Организация занятий физической культурой в детском саду и в семье с детьми с ОНР», «Значение речевых подвижных игр и занятий с детьми в летнее время» и др. В работу семинара включали выступления тех родителей, которые могли поделиться с положительным опытом физического воспитания в семье. После семинаров они стали более внимательно прислушиваться к рекомендациям воспитателей, советоваться с ними, предлагать свою помощь в изготовлении оборудования. Участие родителей в оборудовании спортплощадки вызвало у детей чувство гордости, способствовало повышению их интереса к физкультурным занятиям.
Воспитатели на групповых родительских собраниях знакомили родителей с особенностями физического развития детей с ОНР. Педагоги детского сада дают рекомендации родителям по проведению физкультурных занятий в субботние и воскресные дни. Одновременно врач проводит индивидуальные беседы с родителями, во время которых консультирует и об отклонениях в физическом развитии детей. Через санбюллетень, медработники знакомят родителей с рекомендациями по закаливанию и развитию двигательной активности детей.
Педагогами составляются подборки статей по данному вопросу и оформляются папки-передвижки, тематические выставки на темы: «Одежда и здоровье детей», «Солнце, воздух и вода - наши верные друзья». В детском саду традиционно организовываем дважды в год дни открытых дверей, где проводим открытые просмотры физкультурных занятий, утренней гимнастики и других оздоровительных мероприятий. Посмотрев подготовленные педагогами занятия, увидев ловкость, быстроту и умения детей, родители еще раз убедились, что систематические занятия физкультурой приносят большую пользу.
Круглый год совместно с родителями организовываем спортивные развлечения, спортивные праздники, дни здоровья, а также стало традицией проведение спортивных стартов вместе с родителями «Папа, мама и я - здоровая, спортивная семья».
Особое значение придаем организации работы по физической культуре летом. В конце мая на родительской конференции посвященной организации летнего отдыха детей, знакомим родителей с планом оздоровительных мероприятий, помещая его в родительском уголке. В план включаются подготовка и проведение спортивных праздников, физкультурных досугов. Летом родители часто выезжают с детьми за город на природу. Мы разработали комплекс физических упражнений, которые можно выполнять с детьми в лесу, на воде. В него входят различные упражнения в природных условиях типа: пройти по лужайке, высоко поднимая колени, пробежать между кустами и деревьями, подняться на горку и спуститься с нее, пройти и пробежать по рыхлому песку, пройти по бревну, положенному через ручеек, пролезть под низко наклоненными ветвями дерева и др. Упражнения, проводимые во время прогулок, создают возможность не только выработать у детей прочные двигательные навыки, но и использовать их в различных жизненных ситуациях. Проведение спортивных мероприятий положительно влияет па совершенствование двигательных навыков, воспитание физических и морально-волевых качеств детей, интереса к физкультуре. Систематическая работа с родителями по вопросам физического развития ребенка дала положительные результаты. Если раньше родители не знали, чем заполнить досуг детей, и злоупотребляли зрелищными мероприятиями, то теперь стали проявлять большую инициативу в организации оздоровительного отдыха детей. Организация занятий физкультурой и совместная деятельность взрослых и детей способствовали повышению авторитета родителей, явились сильным стимулом в воспитании интереса детей к физической культуре, способствовали формированию их характера. А самое главное это то, что в нашем детском саду снизилась заболеваемость детей и повысилась посещаемость, по результатам мониторинга на конец учебного года по разделу развитие речи была видна динамика развития, что наверняка способствовала выше названная работа.
Для реализации воспитательно-образовательного и коррекционного процесса в детском саду созданы следующие условия. Здание детского сада построено по проекту, двухэтажное, светлое, центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. В дошкольном учреждении имеется групповые, и спальные комнаты отделены друг от друга. Каждая группа имеет свой вход. В здании находятся специализированные помещения для детей с детьми, предназначенные для поочередного использования группами или подгруппами воспитанников: имеются музыкально-физкультурный зал, методический кабинет, кабинет психолога, кабинеты учителей-логопедов, медицинский кабинет, изолятор на 2 места. Кухня-пищеблок, прачечная расположена на первом этаже. Кухня обеспечена необходимыми наборами оборудования. В каждой возрастной группе создана предметно - развивающая среда, которая в течение года обновляется. Детский сад обеспечен необходимым учебным материалом, есть наглядные пособия, игрушки и игровые предметы. Во всех возрастных группах создано зонированное пространство (группа разбита на зоны по различным видам деятельности): учебная, игровая зона; зона художественно-продуктивной деятельности; зона отдыха и др.
Дошкольное учреждение оснащено аудио аппаратурой. Кабинеты узких специалистов, имеют необходимую для осуществления образовательного процесса специализированную литературу и методические пособия. В детском саду произведен плановый косметический ремонт. Территория детского сада занимает 634 кв.м., для каждой группы есть отдельный участок, на котором размещены игровые постройки, есть теневые навесы. Территория детского сада озеленена насаждениями по всему периметру. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы. Имеется физкультурная площадка с ямой для прыжков.
Таким образом, за последнее время коллектив учреждения накопил не большой, но ценный образовательный опыт, воплощенный в коррекционно-педагогический процесс. И, несмотря, на то, что детский сад находится в стадии развития, и имеет ряд объективных и субъективных причин по не достаточной высокой оснащенности учебно-методической и материальной базы, согласно требованиям современного дошкольного образовательного учреждения, и недостаточно результативной работе детского сада по внедрению в режим работы инновационной и экспериментальной деятельности, считаем, целесообразным рекомендовать перевод ГККП «Детский сад № 14 города Павлодара коррекционного типа для детей с нарушениями речи» в режим ресурсного центра по направлению «Формирование профессионализма педагога нового уровня», так - как являемся единственным логопедическим детским садом, который надеется в перспективе оправдать название ресурсного центра.