Начиная с 2016 года студенты ПГПИ по специальности 5В060700 "Биология" получат уникальную возможность за 4 года обучения получить помимо диплома ПГПИ
диплом европейского ВУЗа (Университет Витаутаса Великого Литва), в течении 1-2 курсов обучаясь в Казахстане, завершить образование (3-4 курсы) в Литве.
Ниже приводим копию договора на английском языке с подробным транскриптом дисциплин по этому проекту русскаязычная версия находится на вкладке учебно-методическая деятельность (направления работ):
ПГПИ И ГЕТТИНГЕНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Сейчас много говорят и пишут об академической мобильности, признают ее необходимость, однако предпринять реальные шаги по ее осуществлению оказывается почему-то затруднительным. Но это совсем несложно, когда сотрудников казахстанских и западноевропейских вузов связывают общие научные интересы, многолетнее сотрудничество и попросту искренние дружеские отношения.
Одна из областей научных интересов заведующего кафедрой общей биологии, кандидата биологических наук Булата Зулхарнаевича Жумадилова – дендрохронология. Уже несколько лет он работает по проекту в составе казахстано-монголо-германской экспедиции, совместно выезжая с немецкими коллегами-ботаниками в Восточный Казахстан. И вот ученые из Германии решили приехать к нам – для чтения лекций и проведения практических занятий со студентами и сотрудниками ПГПИ.
22 сентября 2014 года на кафедре общей биологии Павлодарского государственного педагогического института появились гости из Германии: доктор биологических наук Хоймаа Дуламсурен (ChoimaaDulamsuren) и доктор биологических наук Маркос Андреас Хаук из университета Георга Августа в Геттингене (Германия) – сотрудники Отдела экологии растений Института изучения растений Альбрехта фон Галлера (GeorgAugustUniversityofGöttingen, AlbrechtvonHallerInstituteofPlantSciences, DepartmentofPlantEcology). Основная область научных интересов Дуламсурен – геоботаника и экология растений, Маркоса – лихенология и круговорот веществ в биосфере.
Надо отметить, что госпожа Дуламсурен посещает наш институт не впервые – она была у нас в апреле 2013 г., когда мы показали гостье музей, кафедры факультета естествознания, учебные аудитории, интерактивное оборудование. Поэтому она зашла к нам, как старая знакомая, радостно приветствуя уже знакомых сотрудников института. Хоймаа прекрасно владеет русским языком (поскольку в юности училась в русской школе в Восточной Германии), лекции читала на русском, давая соответствующие пояснения к презентациям на английском языке. Это особенно понравилось студентам и преподавателям полиязычных групп и оказалось неплохой речевой практикой.
О чем говорили наши гости на своих лекциях? О круговороте веществ в биосфере, роли различных групп растений в этом круговороте, действительных масштабах современного экологического кризиса, прогнозах устойчивого развития человечества.
О парниковом эффекте и глобальном потеплении за последние десятилетия говорят очень много, то констатируя, то отрицая это явление. Глобальное потепление и накопление в атмосфере Земли парниковых газов (в первую очередь углекислого газа и водяного пара), по мнению госпожи Дуламсурен, это не развенчанный миф, а реальность.
Но так ли вредны парниковые газы, и должны ли они присутствовать в атмосфере? Фактически они нужны – для самого существования жизни вообще (иначе температура на Земле постоянно держалась бы минус 15 градусов, что не совсем благоприятно для большинства организмов), и без них жизнь вообще бы вряд ли возникла. Водяной пар и углекислый газ являются обычными продуктами дыхания, гниения, горения и появляются в атмосфере в результате естественных жизненных процессов.
Однако работа множества технических средств и лесные пожары (основная часть которых являются техногенными) приводят к переводу углерода в газообразное состояние и накоплению его в атмосфере в виде углекислого газа в огромных количествах. И как оказываются вредными при передозировке любые лекарства или витамины, так и парниковые газы в большом количестве начинают играть не позитивную, а негативную роль. Мы спросили: «А разве растения не справляются с углекислым газом, связывая его обратно в органические вещества в процессе фотосинтеза?». Увы, по ее расчетам, такое количество углекислого газа не могут поглотить даже экваториальные леса, тайга и вся биомасса океанских водорослей. Окисление органических соединений происходит гораздо быстрее, чем усвоение углекислого газа растениями. А сами живые организмы, в том числе растения, служат потенциальным источником углекислого газа – если лесные и степные пожары будут продолжаться в прежнем масштабе. Где же выход? По-видимому, в том, чтобы снизить масштабы техногенного окисления органических соединений, и один из путей – это освоение экологически чистых (и экономически целесообразных) источников энергии – ветровой и солнечной. Массовое гниение органических остатков – тоже существенный источник парниковых газов и ненужного тепла. И чаще всего это гниение является результатом не природных процессов, а нашей бесхозяйственности, поэтому предотвратить спонтанное и бесполезное разложение органического мусора важно не только с экономической, но и с экологической точки зрения. И чтобы у наших последующих поколений были хлеб и чистая вода, нужно быть мудрее нашему поколению и в чем-то отказаться от излишеств, а главное – рационально распорядиться всем органическим веществом, взятым у природы.
24 сентября состоялась поездка студентов-биологов старших курсов совместно с германскими учеными и преподавателями ПГПИ в Чалдайский бор. Для гостей это была прекрасная возможность не только полюбоваться природой региона, но и собрать необходимый научный материал. Оказывается, для того, чтобы определить возраст дерева по годичным кольцам, совсем не обязательно его рубить: можно с помощью специального бура провести небольшое высверливание и получить образец (керн), на котором хорошо виден ежегодный прирост древесины. А для студентов и сотрудников ПГПИ эта экскурсия стала прикладным продолжением лекций: они освоили методики получения кернов хвойных деревьев и подсчета годичных колец. А для этого нужно не только правильно работать сверлом, но и выбрать наиболее оптимальное направление высверливания – с запада на восток. Почему? Да потому, что направление с севера на юг может дать не совсем точные результаты: на северной стороне прирост древесины может оказаться меньше, чем на южной. И вот студенты, разбившись на группы, сами выбирали для исследования наиболее крупные сосны – наиболее старых живых свидетелей прошлого. Хвойные деревья наиболее долговечны, и по их годичному приросту можно узнать о многих событиях далекого прошлого, закрытых от нас ограниченной продолжительностью человеческой жизни. Реконструкция климата, получение информации о лесных пожарах, массовом размножении вредителей и фитопатогенов – это еще далеко не полный перечень того, что может дать нам дендрохронология в ее прикладном аспекте. Поэтому госпожа Дуламсурен справедливо заметила, что первоочередная вырубка старых деревьев нецелесообразна не только с хозяйственной, но и с научной и этической точек зрения. Образно говоря, уничтожить крепкое дерево лишь по причине его солидного возраста – все равно что способствовать смерти уважаемых ветеранов. Старые деревья были и остаются живыми свидетелями прошлого, нужно только умело получать и корректно обсуждать сохраняемую ими информацию.
И вот 25 сентября состоялась официальная встреча ученых из Германии с ректором ПГПИ, доктором философских наук, профессором Нургали Рахимгалиевичем Аршабековым. К сожалению, он не мог познакомиться с западноевропейскими гостями в первый день их приезда, будучи в служебной командировке. И вот первый руководитель ПГПИ и иностранные специалисты были официально представлены друг другу. Гости выразили признательность за теплый прием, заботу о бытовых условиях и предоставление прекрасных возможностей для работы. Нургали Рахимгалиевич поблагодарил профессоров М.Хаука и Ч.Дуламсурен за то, что нашли время и возможность приехать в наш институт, подготовить интересные лекции и презентации для наших студентов. Н.Р.Аршабеков подчеркнул, что нынешний визит немецких ученых – это действительно реальная, а не формальная академическая мобильность вузовских педагогов и ученых.
И, конечно же, ректор и сотрудники института совместно с зарубежными гостями обсуждали планы совместного сотрудничества – конкретно, по-деловому, ориентируясь на ближайшие перспективы. Геттингенский университет будет рад принять на стажировку как студентов, так и сотрудников нашего вуза, в том числе для обучения современным исследовательским методикам. Но основное условие – знание немецкого языка, на котором ведутся занятия в университете. Хотя для докторантов PhD планируется обучение на английском, основы которого знают наши казахстанские студенты и преподаватели. При этом и наши гости, и коллеги из ПГПИ подчеркнули, что эта проблема легко разрешима с помощью нашего лингвистического центра, который ждет желающих в совершенстве изучить европейские языки. Главное – желание организовать постоянный и конструктивный научный диалог наших стран и вузов.