Кафедра сегодня
Заведующий кафедрой Нурмагамбетова Ботагоз Амангельдиновна
кандидат педагогических наук, доцент.
На кафедре работают 14 штатных преподавателей, в числе которых один доктор наук, восемь кандидатов педагогических наук, 5 магистров психологии и педагогики. Остепенённость по кафедре составляет 53,3%. Имеют звание профессора: Нургалиева А.К., Омарова В.К., со званием доцента работают - Нурмагамбетова Б.А., Нургалиева А.К., Шавалиева З.Ш., Байсеитова Ж.Б., Мучкин Д.П., Жапарова Б.М.
Показателем высокой результативности научной деятельности коллектива является устойчивая тенденция роста числа защищаемых диссертаций по педагогическим наукам. Молодые учёные кафедры Шавалиева З.Ш., к.п.н. Мучкин Д.П., к.п.н. Байсеитова Ж.Б. активно занимаются популяризацией научных исследований и вносят свой вклад в развитие педагогической науки.
Кафедра имеет прочные научные традиции и эффективно использует свои возможности для дальнейшего развития.
Начало 2010-2011 учебного года стало знаменательной вехой в истории отечественного образования. После многолетней экспериментальной апробации предмет «Самопознание» по праву занял ключевое место в инвариантной части учебного плана дошкольных организаций образования, общеобразовательных школ, гуманитарных колледжей и педагогических вузов Республики Казахстан. В 2011 году кафедрой была открыта новая специальность «Социальная педагогика и самопознание».
ППС кафедры продолжает традиции классического образования, внедряя современные информационные технологии и инновационные методы обучения, предполагающие изменение характера теоретических занятий, переход от традиционного способа передачи знаний к активным формам занятий, к системному мышлению и междисциплинарному синтезу.
Миссия кафедры
Исследуя фундаментальные и прикладные педагогические знания, внедрить в педагогический процесс новые инновационные технологии и итоги исследования, в результате совместной деятельности выполнить социальный заказ педагога новой формации.
Контакты
Адрес: г. Павлодар, ул. Торайгырова, 58, каб. 207.
Телефон: 65-16-32, 87056127266.
Специальность
Начало 2010-2011 учебного года стало знаменательной вехой в истории отечественного образования. После многолетней экспериментальной апробации предмет «Самопознание» по праву занял ключевое место в инвариантной частиучебного плана дошкольных организаций образования, общеобразовательных школ, гуманитарных колледжей и педагогических вузов Республики Казахстан. В 2011 году кафедрой была открыта новая специальность «Социальная педагогика и самопознание».
5В012300 - «Социальная педагогика и самопознание». Квалификация: социальный педагог и учитель самопознания.
Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружающую их микросреду. Поэтому ему приходится осваивать различные социальные роли и менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы.
Официально установлено 2 сферы, где введена должность социального педагога:
- образование (дошкольные, общеобразовательные учреждения; школы-интернаты, общеобразовательные учреждения для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей и др.);
- здравоохранение;
- учреждения системы социальной защиты населения
- учреждения пенитенциарной системы
– комитет по делам молодежи (дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры).
Форма и срок обучения: очная форма обучения, срок обучения - 4 года.
Основные дисциплины:
История Казахстана, философия, иностранный язык, казахский (русский) язык, информатика, экология и устойчивое развитие, социология, политология, основы экономической теории, основы права, основы безопасности жизнедеятельности,педагогика, психология и развитие человека, самопознание и методика преподавания самопознания, возрастная физиология и школьная гигиена, профессионально-ориентированный иностранный язык, теория и методика воспитательной работы, социальная педагогика.
рофилирующие дисциплины: профессионально-этические основы социальной работы, деятельность органов социальной направленности, социально-педагогическая работа с семьёй, технология социально-педагогической работы, педагогические основы девиантологии, социальная адаптация и реабилитация личности, социальная психология, педагогическая поддержка ребёнка в образовании, социально-психологический тренинг, педагогические основы самовоспитания личности, организация досуга школьников.
История
Кафедра педагогики - одна из самых старейших кафедр вуза. На кафедре педагогики работали и работают такие учёные, как Н.Ф. Мачнев, В.К. Омарова, Н.Э. Пфейфер, Е.И. Бурдина, Р.Н. Демиденко, А.К. Нургалиева, Б.А. Нурмагамбетова, которые внесли большой вклад в развитие педагогической науки Казахстана. Кафедра имеет прочные научные традиции и эффективно использует свои возможности для дальнейшего развития.
ППС кафедры продолжает традиции классического образования, внедряя современные информационные технологии и инновационные методы обучения, предполагающие изменение характера теоретических занятий, переход от традиционного способа передачи знаний к активным формам занятий, к системному мышлению и междисциплинарному синтезу.
Развитие кафедры педагогики ПГПИ основывается на концепции классического педагогического образования и на признании единства учебного и научного процессов. Приверженность этим идеалам сыграла ключевую роль в укреплении высокой академической репутации кафедры, сохранении научно-педагогических традиций, а также способствовала инновациям в учебной и научной деятельности, созвучным прогрессивным мировым тенденциям развития педагогического образования.
Педагогическая подготовка, являющаяся фундаментом системы образования в целом, продолжает оставаться самым приоритетным и ключевым направлением деятельности кафедры, которая сохранила за собой роль ведущей кафедры вуза в области подготовки высококвалифицированных педагогических кадров на новом уровне. Для нормативного обеспечения подготовки кадров для 12-летнего образования была разработана внутривузовская Концепция развития системы подготовки педагогических кадров для 12-летней школы.
На кафедре работает научно-методический семинар, основной целью которого является решение задач формирования и развития процесса образования, повышение уровня педагогической квалификации, педагогического профессионализма и эффективности деятельности ППС кафедры; студенческое научное общество.
В целях координации деятельности и повышения квалификации педагогов регулярно проводятся научные конференции, педагогические чтения, научные и практические семинары, педагогические олимпиады, в плане академической мобильности предполагается обмен студентами и преподавателями казахстанских высших учебных заведений, таких как ЕНУ им. Гумилёва, КарГУ им. Е.Букетова и с вузами Чехии.
На базе кафедры педагогики организована «Родительская академия». «Родительская академия» оказывает помощь родителям в решении трудных вопросов воспитания, отвечает на вопрос, как воспитать здоровых ответственных, успешных детей и при этом сохранить собственное родительское здоровье.Преподаватели кафедры педагогики совместно с преподавателями психолого-педагогического факультета дают квалифицированные советы, дают возможность поделиться своим опытом, обсудить трудности воспитания и роста ребенка и просто пообщаться друг с другом.
Информация для родителей и школьников, родительский практикум, советы психолога, библиотека для родителей представлена на образовательном сайте ПГПИ ppi.kz, на вкладке «Родительская Академия»
Раз в месяц на областном телевидении проходит передача ТВ- проекта «Родительская академия», на которой в форме консультаций проводятся беседы для родителей, обсуждаются педагогические ситуации, даются ответы на вопросы, проводятся тренинги.
На кафедре совместо с Департаментом по защите прав детей разработан план мероприятий по профилактике социального сиротства, согласно которого преподаватели и студенты кафедры участвуют в проведении семинаров, тренингов, интернет-конференций в режиме on-line, праздников для детей, оставшихся без попечения родителей и для приемных родителей. Указанные мероприятия проходят как на базе ПГПИ, в Домах юношества «Жас ұрпақ» и «Жас қанат», так и с выездом в районы области.
На школьных каникулах преподаватели кафедры участвовали в проведении консультации в режиме on-line для учащихся педклассов.
Основным направлением воспитательной работы является совершенствование работы по формированию социально активной личности студента, обладающей высоким уровнем патриотического сознания, гражданской ответственности.
Кафедра педагогики ориентирована на становление духовного облика наиболее образованных членов общества, способных развивать избранные сферы деятельности.
Наука и международное сотрудничество
Новосибирским государственным педагогическим университетом (центр практической психологии, директор - кандидат медицинских наук Н.И. Айзман); с Омским государственным университетом, с Международной ассоциацияей развития образования г. Прага.
Научно-исследовательская работа
НИР кафедры педагогика осуществляется согласно общевузовской программе психолого-педагогических исследований на 2011-2015 гг. «Теоретико-методологическое обеспечение системы непрерывного образования Павлодарского региона».
Реализация данной программы осуществляется по приоритетному направлению кафедры: «Теоретико-методологические, научно-методические основы создания предпрофильного и профильного пространства в общеобразовательной школе», а именно по темам исследования:
1) «Разработка содержания элективных курсов старшей профильной школы». Разработано учебное пособие «Программы элективных курсов, спецкурсов (психолого-педагогический, естественно-математический, технологический, общественно-гуманитарный профили)» — под ред.Омаровой В.К. - ПГПИ, 2012.
2) «Научно-методическое обеспечение профилей старшей школы». Разработаны:
- учебное пособие «Профориентационная работа в условиях профильного обучения» — Р.Н. Демиденко, В. К. Омарова.- ПГПИ, 2013
- учебное пособие «Проблемы перехода общеобразовательной школы на 12-летнее обучение» — В.К. Омарова, А.К. Нургалиева. - ПГПИ, 2013
- учебное пособие «Жалпы білім беретін мектептің 12-жылдық оқытуған ауысуының мәселелері» – Омарова В.К., А.Қ. Нұрғалиева. - ПМПИ, 2013
3) «Научно-методическое обеспечение профилей старшей школы». Разработаны:
- учебно-методическое пособие «Примерные программы формирования социальной компетентности школьников» – Омарова В.К., Лозинская Н.В., Тимченко Т.М. - Павлодар, 2012.
Научно-исследовательское направление кафедры: «Пути совершенствования психолого-педагогической подготовки будущих учителей в условиях кредитной технологии обучения». Содержание и результаты научных исследований преподавателей кафедры направлены на апробацию внедрения данного направления. По научной теме кафедры выработаны пути и условия совершенствования психолого-педагогической подготовки будущих учителей. Преподавателями, магистрами кафедры были определены приоритетные направления в исследовании по вышеуказанной теме.
ППС кафедры планирует публикацию 13 статей в «Педагогическом вестнике Казахстана», 19 статей в журналах, рекомендованных ВАК, 3 статьи в журналах с импакт-факторм и 7 статей в других изданиях по плану проведения конференций. Активное участие ППС кафедры принял в республиканских и международных научно-практических конференциях нашего государства и стран ближнего зарубежья, где преподаватели оформили свои научные открытия и профессиональные наработки в тезисах и публикациях.
Результативность научной работы преподавателей кафедры является предметом обсуждения на заседаниях кафедры. Все преподаватели кафедр принимают участие в заседаниях научно-методического семинара кафедры, руководят студенческими проблемными группами, осуществляют подготовку студентов (2-3 человека) к выступлению на внутривузовской студенческой конференции. Профессора, доценты, старшие преподаватели кафедры осуществляют руководство написанием дипломных работ, магистерских диссертаций.
Кафедра уделяет большое внимание воспитательной работе. Разработан и утвержден план воспитательной работы, в котором отражены следующие направления: духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, гражданско-правовое, профессионально-трудовое, экологическое, воспитание; формирование здорового образа жизни; работа в доме студента; профилактика правонарушений и распространения идей религиозного экстремизма среди студентов; участие в общеинститутских, городских, областных мероприятиях.
Для проведения запланированных мероприятий используются различные формы работы: кураторские часы, профилактические беседы, круглые столы, встречи с деятелями культуры и общественными деятелями.
На кафедре активно работает совет старост, кураторы академических групп участвуют в работе Совета кураторов факультета.
Также студенты кафедры приняли участие в конкурсе научных проектов и олимпиаде:
Команда «Жалынды журектер» заняла второе место в 1 республиканской олимпиаде по предмету самопознание среди студентов специальности «Социальная педагогика и самопознание», которая проходила 27-28 марта в г.Павлодар на базе ПГПИ. В составе команды – Садуова А., Нурушова А., Тайжанова Л.
Нурушова А. и Сарсенов О. приняли участие в III Международной ярмарке проектов учащихся и студентов «В мире исследований» - Автономное учреждение Чувашской Республики дополнительного профессионального образования «Учебно-методический центр» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики, г.Чебоксары.
Студенты 1 и 2 курсов специальности «Социальная педагогика и самопознание» в рамках республиканской информационной кампании «Ты+Я. Вместе мы изменим мир» 2 ноября 2012 года приняли участие в семинаре «Введение в волонтерство». Семинар для студентов Павлодарского государственного педагогического института организовали управление по защите прав детей по Павлодарской области, молодежное общественное объединение «Социально-волонтерский центр», научная библиотека Павлодарского государственного педагогического института.
Студенты группы СПС-22 Садуова А., Жайлауова А., Сарсенов О. в составе команды ПГПИ «ENACTUS PSPI» приняли участие в конкурсе социальных и бизнес-проектов ENACTUS в г.Алматы 21-23 мая 2013г.
Студенты группы СПС-22 Сарсенов Оразали и Садуова Алтын приняли участие в ежегодном республиканском конкурсе научно-исследовательских работ студентов по естественным, техническим, социально-гуманитарным и экономическим наукам в высших учебных заведениях Республики Казахстан.
Результаты научных исследований студентов отражены в научных публикациях студентов. Всего за 2012-2013 уч. год под руководством преподавателей кафедры студентами опубликовано 31 научных статей в журналах и сборниках, докладов в сборниках материалов конференций и конкурсов.
Темы научных исследований студентов касаются вопросов мотивации выбора студентами специальности «Социальная педагогика и самопознание», научно-исследовательской работы среди студентов вуза, адаптации студентов вуза, профилактики поведения трудных несовершеннолетних, профилактики социального сиротства и др.
На кафедре функционирует научный кружок- «Познай себя» (самопознание) Руководитель кружка — Байсеитова Ж.Б., к.п.н., доцент кафедры.Целью данного кружка является активизация и привлечение студентов к научно-исследовательской деятельности
Задачи:
- овладение студентами в процессе обучения научными методами познания, углубленное и творческое освоение учебного материала, ориентация на постоянный рост научного знания;
- содействие всестороннему развитию личности, ознакомление с новыми достижениями науки и техники;
- формирование навыков самостоятельного решения актуальных научных задач в ходе учебно-воспитательного процесса;
- развития социально-психологической компетентности студентов для работы в научных коллективах;
- формирование творческих, инновационных подходов к организации и проведению научных исследований и направленности на практическое освоение результатов научной деятельности;
- участие в организации научных конференций, симпозиумов, семинаров, в конкурсах студенческих работ и прочих научных студенческих мероприятий;
- сбор, накопление, систематизация и распространение информации, содействующей научно-исследовательской работе студентов;
- разработка научных докладов, индивидуальных творческих заданий, сообщений и рефератов по активной проблематике, выступление с ними на заседании СНК, научных семинарах, конференциях;
- подготовка статей, рецензий и аннотаций на литературу.
В работе кружка можно выделить следующие направления:
1) индивидуальные исследования студентов по их научным работам, представляющие для них интерес;
2) работа в рамках коллективного проекта.
3) научно-реферативная работа (по отечественным и зарубежным изданиям и по предложенной тематике преподавателями по направлениям их исследований).