Перейти к содержимому страницы.

История ВУЗа

Павлодарский педагогический институт (ППИ) был открыт 1 декабря 1962 года. Почти год он размещался на четвертом этаже школы №3, располагая четырьмя аудиториями. Поточные лекции проводились в рекреациях. На двух факультетах: историко-филологическом и

физико-математическом – обучалось 150 человек; занятия вели 14 преподавателей. Более 50% зачисленных студентов имели трудовой стаж более двух лет. Иногородние студенты жили на частных квартирах, в старом здании школы №3, к лету 1964г было построено общежитие №1.

В 1964-1965 учебном году набор студентов проводился уже по трем специальностям: «Русский язык и литература», «Математика», «Естествознание». Численность студентов возросла до 284 человек, в вузе стало работать 23 штатных преподавателя. Первый конкурс на замещение вакантных должностей обогатил институт 6-ю кандидатами наук, из них 5 имели учёное звание доцента: к.ф.н. доцент Белоусов И.П., к.вет.н., доцент Шиянов А.Т., к.фил.н., доцент Митрошкина А.Г., к.ист.н., доцент Блох М.И.

В 1963 году на базе отделения биологии и химии физико-математического факультета (в связи с увеличением контингента студентов) был сформирован – химико-биологический факультет с отделением физического воспитания.

В целях привлечения наиболее подготовленной молодежи при ППИ открываются подготовительные курсы, было набрано 137 слушателей, в большинстве своем – рабочая молодежь машиностроительного завода, СУ-6, СУ-2, работники детсадов, отдела культуры, учителя начальных классов.

Важнейшим компонентом учебного процесса являлась педагогическая и полевая практики студентов. Педагогическая практика проводилась в городских школах №№3,7,11,18,23. За каждым преподавателем закреплялось несколько академических групп для консультаций, контроля и руководства. Кроме этого студенты работали в школах пионервожатыми, помощниками классных руководителей, руководителями различных кружков. Студенты проходили практику в пионерских лагерях Павлодарской области.

Учебно-полевая практика студентов химико-биологического факультета сочеталась с полевыми работами в совхозах области и строилась по типу организации работ в трудовом оздоровительном лагере. Практика продолжалась до 42 дней в различных климатических зонах - Алтай, Баянаул и др.

Главным приоритетом деятельности ППИ стала научно-исследовательская работа преподавателей и студентов; активно внедряются новые формы НИР и НИРС; проводится ряд комплексных и хоздоговорных работ; ППС института активно защищают диссертационные работы на соискание ученых степеней кандидатов и докторов наук (Зикрин О.З., Щербинко З.П., Даткаев А.М. и др).

Становление научно-исследовательской работы ППИ связано с формированием паразитологической школы ученых на химико-биологическом факультете, которые занималась актуальными проблемами Прииртышья: «Гельминты домашних животных Павлодарской области», «Циркуляция возбудителей описторхоза, трихинеллеза и многокамерного эхинококкоза в Среднем Прииртышье» (Гуславский И.И, Обухова З.И., Хавкин С.П., Батькаев А.И. и др.). Разрабатывались практические рекомендации по профилактике гельминтозов для медиков-паразитологов, эпидемиологов, учителей школ.

Научная работа на кафедре математики связана с деятельностью ст. пр. Муканова Г.М., Шаяхметова Т.К., Турчинского Л.И., Шаталиной М.И., которые работали над темой «Единство обучения и воспитания в процессе преподавания математики». Ст. препод. кафедры элементарной математики Шаталина М.И. занималась изучением вопроса «О математическом активе класса», с этой целью в 9 классе средней школы № 3 был создан математический актив. Работа выявила связь учебной и внеурочной подготовки по математике и в 1968г. публикуется учебно-методическое пособие Шаталиной М.И. «Развитие интереса, самостоятельного творческого мышления и инициативы при обучении математике в средней школе».

 

Развитие научно-исследовательской деятельности преподавателей кафедры русской и зарубежной литературы связано с разработкой проблем сравнительного анализа, художественного мастерства, исторического значения литературных произведений, методики их изучения.

Внедрение программированного обучения в школах г. Павлодара и Павлодарской области укрепило профессиональное сотрудничество кафедр ППИ и учительства региона. Научное становление продолжалось. Разрабатывались темы исследовательского, научно-педагогического, научно-прикладного, методического характера: исследовалась 41 научная тема, в рамках которых трудилось около 40% преподавательского состава. При кафедрах стали организовываться научные студенческие кружки, на заседаниях которых заслушивались доклады, реферативные выступления по избранным темам, изучались новинки литературы по проблемным вопросам. Научно-исследовательской работой было охвачено до 42% студенческой молодежи.

Стали проводиться внутривузовские научные конференции, первая из которых, посвящалась «Развитию национальных отношений в условиях перехода от социализма к коммунизму». С докладами выступили к.ист.н. Буранкулов Г.И., ст. пр. Грицков А.Н., пр. Лобанов В.И. и Гейгер Р.М.

Параллельно решалась кадровая проблема. Благодаря научной работе началось пополнение института молодыми специалистами, прошедшими первичную подготовку в ППИ. Этому процессу содействовала и политика приоритетного направления в целевую аспирантуру преподавателей вуза, проводившаяся союзным и республиканским министерствами.

Реализация «Закона об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», сподвиг коллектив ППИ на организацию "Университета педагогических знаний", через который распространялись педагогические знания, обеспечивался обмен опытом по методике преподавания учебных дисциплин.

В период становления вуза велся активный поиск оптимальных форм и методов деятельности по воспитанию студентов, закладывались основы управления воспитательным процессом.

Основное внимание ректората, деканатов, кафедр, а также партийной, профсоюзной, комсомольской организаций было сконцентрировано на решении вопросов организации и осуществления учебного и воспитательного процессов. Воспитательная работа строилась на основе планов, утвержденных партийным бюро института. В них содержались основные направления воспитания: изучение марксистко-ленинской теории, политико-воспитательная и культурно-массовая работа, военно-патриотическое воспитание, спортивно-массовая, научная работа со студентами, работа в общежитиях, формирование связей института с организациями города и области.

На основе общеинститутского плана строился воспитательный процесс на факультетах, кафедрах, в академических группах. В него включались политучеба преподавателей и сотрудников института: лекционно-пропагандистская работа; культурно-массовые мероприятия, работа печати и радио; массово-политическая и спортивно-массовая работа, агитационно-массовая деятельность среди населения и учащихся города.

Важнейшим разделом воспитания преподавателей, сотрудников и студентов являлось политпросвещение. Для политинформаторов студенческих групп организовывались консультации, которые вели преподаватели кафедры марксизма-ленинизма (Буранкулов Г.И., Дерягин Е.П., Рахимбердинов К.Р., Вальянов М.В.). Утверждённая тематика включала проблемы современного политического положения в Европе, Латинской Америке, Китайской Народной Республики и др.

Формой повышения политического развития преподавателей являлись теоретические семинары. Семинаром по изучению марксизма-ленизма руководил преподователь кафедры марксизма-ленизма Грошев В.И.; изучение истории Коммунистической Партии Советского Союза (КПСС) возглавлял Рояк А.А.. Комитетом комсомола ППИ было организовано изучение истории Всесоюзного Ленинского Комитета Союза Молодежи (ВЛКСМ).

Лекторская группа в составе 17 преподавателей и 21 студента, работала на предприятиях города и в районах области; разрабатывались темы по международному положению, истории СССР и Коммунистической партии, о культуре речи, моральном облике советского молодого человека, по истории Олимпийских игр. Функционировал «Университет Культуры» (рук. Адаменко Ю.А.), целью которого являлось углубление учебных знаний, расширение кругозора будущих учителей, привитие эстетических вкусов. Организовывались встречи с радиокомментатором Всесоюзного радио Горбулиным М.; павлодарскими поэтами Афанасьевым О., Семерьяновым В., Музалевским С., Динерштейном М., композитором Ширинкиным В. Число постоянных слушателей Университета ежегодно составляло более 300 человек.

Активно развивалась художественная самодеятельность: были созданы хоровой, драматический, вокальный кружки, казахский хор, в которых занималось большая часть студентов. Как художественный руководитель самодеятельных коллективов огромный вклад в развитие художественной самодеятельности внес ст.препод. кафедры педагогики и психологии Сафонов Р.Н. Активно помогали становлению, развитию самодеятельности вуза преподаватели Адаменко Ю.А., Жармакин О.К., Кирш Г.И., Неверова Э.Н., Солтан Е.Е., Хавкин С.М., студенты Маркин Н., Барац М. и др.

Художественный совет проводил смотры-конкурсы групп, факультетов, вечера художественной самодеятельности, комплектовал агитационно-культурные бригады, контролировал работу кружков. Участники самодеятельных коллективов выезжали с концертами на предприятия города и области, в совхозы и колхозы. Эстрадный квартет института выступал в концертах программы молодёжного вещания Павлодарской телестудии, пьеса «Юность отцов», поставленная под руководством декана филологического факультета Кирша Г.И., была показана в Клубе речников, в колхозе им. С.М. Кирова.

Агиткультбригада сопровождала трёхдневный веломарафон Павлодар–Качиры под девизом «Будь педагогом»; выступала перед сельчанами Краснокутского района с концертной программой «Для тех, кто в поле» в период посевных работ.

Мастерство самодеятельных коллективов ППИ повышался, на городском смотре коллектив института занял 1-е место и переходящий кубок за монтаж «Нам 48, будет 50, затем исполнится нам 200 лет и 300, но, как маяк, останется в веках великая Держава коммунистов!» (1966г). И, в следующем году кубок остался за институтом за монтаж «Широка страна моя родная», лауреатами конкурса стали танцевальный и эстрадный коллективы, 10 исполнений в других жанрах.

Для формирования сознательного отношения и любви к избранной профессии, популяризации передового педагогического опыта - регулярно проводились встречи студентов с заслуженными учителями: Кассацкой Е.М., Овсянниковой А.А., Семеновой О.Ф., Васильевой Т.И. и др. Студенты занимались с неуспевающими детьми, работали пионерскими вожатыми, помощниками классных руководителей, в детских комнатах милиции, внештатными инструкторами городского комитета комсомола по организации пионерской и комсомольской работы в школах, в дворовых клубах, инструкторами-общественниками по спорту.

Приобретению навыков и умений ведения общественной работы содействовал факультет общественных профессий (ФОП), деканами ФОП в разные годы были Улицкий С.Я., Гайнанов А.Г., Адаменко Ю.А. Общественную специальность на ФОП получили - 1226 студентов (1970г). Функционировал «Университет педагогических знаний» (рук. зав. каф.педагогики Харитонов В.П.), слушатели - родители учащихся городских школ.

Стали складываться традиции: проведение факультетских вечеров «Посвящение первокурсников в студенты»; тематические вечера, связанные с юбилейными, памятными датами. Вечера, посвященные жизни и творчеству писателей, композиторов (В.Шекспира, Т.Шевченко, М.Лермонтова, П.Васильева, Вс. Иванова, С.Есенина, композитору Л.Ван Бетховену), поэтам г. Павлодара. В группах проводились диспуты, беседы по проблемам профессиональных качеств учителя, моральных качеств личности. Проводились соревнования «За лучшую группу коммунистической учебы и быта».

Вузовская жизнь освещались на страницах стенной печати: общеинститутской газеты «Педагог», факультетских – «Филолог», «РИЛЛОТ», «Крылатая юность». На факультетах, в общежитиях выпускались «молнии», «боевые листки». Регулярно выходила в эфир радиогазета, функционировал радиоклуб (рук.Михеев А.В., студент Куготенко Ю.). Популярными были фотовитрины, фотомонтажи, «фоторепортажи одного часа» освещавшие жизнь факультетов.

В общежитиях работал орган студенческого самоуправления – студенческий совет (студсовет), председателями которого были ПрокопенкоА., Альтергот Д. Студсовет разрабатывал условия смотров-конкурсов на лучшую комнату, правила проживания в общежитии. Еженедельно проводились тематические вечера вопросов и ответов, диспуты, лекции, встречи с интересными людьми, «недели кафедр», беседы, лекции, доклады на морально-этические темы, вечера музыки, поэзии, КВН. По итогам смотра-конкурса студенческих общежитий Павлодарской области общежитие № 2 было признано победителем и награждено Почетной грамотой Областного Комитета ЛКСМ Казахстана.

Для физического совершенствования студентов создавались спортивные секции, организован спортивный клуб, проводились олимпиады, спартакиады. За год было подготовлено 45 спортсменов-разрядников. Команды института занимали призовые места в городской эстафете на приз газеты «Молодой целинник», в городском финале лыжного кросса. В спортивных секциях занималось до 25% студентов. Функционировала детская спортивная школа с отделениями: спортивной и художественной гимнастики, волейболу, штанге, велоспорту, лыжам, баскетболу, было подготовлено 47 спортсменов-разрядников.

При агробиологической станции (с. Черноярка) создается трудовой спортивно-оздоровительный лагерь. Сюда выезжали на учебно-тренировочные сборы студенты факультета физической культуры, тренировались проходившие полевую практику студенты химико-биологического и других факультетов. 30% студентов выполняли нормативы спортивных разрядов.

Основную работу вели преподаватели кафедры физвоспитания: Куц А.С., Бородихин В.А., Лыткин В.А., Калугин И.З. Они организовывали работу спортивных секций, проводили занятия по обучению плаванию, руководили спартакиадой, организовывали однодневные и многодневные туристические походы. В рамках оказания шефской помощи студенты и преподаватели для школы совхоза «Черноярка» построили и оборудовали спорткомплекс, состоящий из футбольного поля, легкоатлетических секторов, баскетбольной и волейбольной площадок. Спортивно-массовая работа проводилась и с преподавателями института через спортивные секции, секции туризма, рыболовства и охоты, группы здоровья. Были созданы команды преподавателей по волейболу, баскетболу, шахматам, бадминтону, которые регулярно участвовали в первенствах института.

За высокие результаты на городских, областных и республиканских соревнованиях по зимним видам спорта спортклуб ППИ был награждён переходящим Красным знаменем Павлодарского горисполкома и городского комитета по физической культуре и спорту. Команда лыжников-гонщиков ППИ стала 3-м призёром Республики Казахстан среди вузов. На республиканских соревнованиях СДСО «Буревестник» спортколлектив ППИ занял 1-е место по волейболу, 3-е место - по лыжам, 5-е – по лёгкой атлетике, 6-е –по ручному мячу. Призёрами республиканских игр среди студенческой молодёжи стали студенты: Чекмарева (лыжи), Ни А. (гимнастика), Барабаш, Барганников В.(коньки), Пономарев В., Попов В.(лёгкая атлетика), Яковлев Ю., Туйлыкбеков К.(классическая борьба). Студент Барганников В. стал призёром первенства СССР среди юниоров и представлял Казахстан на международных соревнованиях.

Трудовое воспитание реализовывалось через студенческие строительные отряды (ССО), работу пионерскими вожатыми, спортивными инструкторами в пионерских лагерях, на учебно-тренировочных сборах. Студенты ППИ работали в совхозах Павлодарской области на строительстве скотных дворов, строительстве жилых домов, общежитий, теплиц, кирпичного завода, механических токов, бань, детских садов. За хорошие показатели в работе многие студенты получали премии, похвальные листы, благодарности райкома комсомола. Отряд ППИ, дислоцировавшийся в совхозе «Каскольский», в соцсоревновании между 14 отрядами различных учебных заведений завоевал I-е место и получил переходящее знамя района.

В рамках месячника помощи сельской школе во всех совхозах осуществлялось строительство школьных мастерских, проводились ремонтные работы в школах, обновлялось оборудование спортивных площадок. Во всех совхозах в период работы ССО проводились вечера отдыха, товарищеские встречи по футболу, волейболу, прочитывались лекции местным жителям. В отрядах ССО находится «трудновоспитуемые» школьники и подростки, с которыми также велась определённая работа. 

1962 год

19 сентября 1962г. создан Павлодарский педагогический институт.

Открыты физико-математический факультет с химико-биологическим и филологическим отделениями,

1963 год

Открыт историко-филологический факультет. Осенью ППИ получил в свое распоряжение пятиэтажное здание СШ №3.

1964 год

Сдано общежитие № 1 на 515 мест.

1966 год

ППИ сделал первый выпуск – 50 учителей русского языка и литературы и 37 учителей математики.

Открыт факультет общественных профессий, факультет повышения квалификации учителей общеобразовательных школ на общественных началах.

1967 год

Сдано общежитие № 2 на 515 мест.

Из состава физико-математического факультета вычленился химико-биологический факультет с отделением физического воспитания.

1971 год

Из состава химико-биологического факультета выделен факультет физического воспитания и спорта.

Сдан спортивный учебный корпус с 4 залами.

1977 год

Организован факультет иностранных языков.

Сдан в эксплуатацию крытый плавательный бассейн.

1981 год

ППИ был награждён переходящим Красным знаменем ЦК КП Казахстана, Совета Министров Казахской ССР, Казсовпрофа и ЦК ЛКСМ Казахстана.

1982 год

ППИ признан победителем Всесоюзного социалистического соревнования среди педвузов Союза и награждён переходящим Красным знаменем Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

1986 год

Укрепляется материально-техническая база: 4 корпуса, 22 лаборатории, 8 лингафонных кабинетов, 22 аудитории, 22 кабинета. Работали 239 преподавателей, из них 1 доктор наук и 81 кандидат наук.

1990 год

Началась подготовка специалистов с государственным языком обучения по двум направлениям: учитель физической культуры и тренер по виду спорта и учитель физической культуры и биологии.

1992 год

Состоялся первый выпуск учительского факультета по ускоренной подготовке учителей казахского языка в русской школе.

1996 год

Павлодарский педагогический институт им. С. Торайгырова вошел в состав в структуру ПГУ. В ППИ обучались 3226 студентов и работали 272 преподавателя.

2004 год

Пединститут вышел из структуры ПГУ им. С. Торайгырова. Постановлением Правительства Республики Казахстан № 128 от 3 февраля 2004г. создано Республиканское  государственное казенное предприятие «Павлодарский государственный педагогический институт» Министерства образования и науки Республики Казахстан.

На 1 сентября в ППИ функционировали 8 факультетов и 29 кафедр.

Открыты магистратура и колледж .

ППИ начал выпуск двух республиканских журнала «Педагогический вестник Казахстана» и «Биологические науки Казахстана».

Учебный процесс обеспечивают 419 человек, из них 16 докторов и профессоров, 85 кандидатов наук и доцентов.

ПГПИ – республиканская экспериментальня площадка по апробации и внедрению курса «Самопознание».

2005 год

Создание мультимедийных лекционных комплексов, открытие сайта ПГПИ.

Визит Президента РК Н.А.Назарбаева.

2007 год

В структуру ПГПИ входят 9 факультетов и 26 кафедр.

2008 год

Получен сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000.

Защищено 23 диссертации, из них 3 докторских, 20 кандидатских.

2009 год

Учебный процесс обеспечивают 7 факультетов и 20 кафедр.

Защищены 18 диссертаций, из них 3 докторских, 15 кандидатских.

2010 год

ПГПИ награжден «European Quality» («Европейское качество»).

Подписано соглашение об участии в Великой Хартии Университетов.

В апреле ПГПИ стал экспериментальной площадкой МОН РК по внедрению полиязычного образования